Закон о защите прав конкуренции

Самые важные аспекты в статье: "Закон о защите прав конкуренции". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Закон о защите прав конкуренции

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 15 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

    Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

    1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

    1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

    2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

    3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

    4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

    5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

    6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

    7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

    8) создание дискриминационных условий;

    9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

    10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    [2]

    2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

    Комментарии к статье 15 закона о защите конкуренции:

    В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» содержатся следующие разъяснения:

    . При рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

    Антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции

    При рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке ( подробнее см. п. 11 Обзора судебной практики)

    Закон о защите прав конкуренции

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Федеральный закон N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями, вступившими в силу с 08.01.2019 года (ред 43). Действующая редакция. Последние изменения в закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены Федеральным законом от 27.12.2018 N 572-ФЗ.

    Понятие «конкуренция» в законе является ключевым, его содержание раскрывается в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции:

    конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

    Читайте так же:  Как правильно указать причину обращения в осаго на кбм

    Предмет регулирования закона о конкуренции: организационные и правовые основы защиты конкуренции, включающей в себя предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, госфондами.

    Цели закона о конкуренции: 1) обеспечение единства экономического пространства; 2) обеспечение свободного перемещения товаров; 3) обеспечение свободы экономической деятельности в РФ; 4) защита конкуренции; 5) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

    Субъектный состав отношений, регулируемых законом о защиты конкуренции весьма широк: физические лица, российские и иностранные юридические лица, Президент и Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, ЦБ РФ, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, осуществляющие функции вышеназванных органов власти, государственные внебюджетные фонды.

    Первоначальный текст закона был опубликован в «Российской газете» (N 162, 27.07.2006) и «Собрании законодательства РФ» (31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434).

    Некоторые разъяснения о применении положений закона о конкуренции содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», а также в «Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

    26 июля 2006 года

    [3]

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

    Принят
    Государственной Думой
    8 июля 2006 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    14 июля 2006 года

    Закон о защите прав конкуренции

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 10 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

    Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

    1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

    1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

    2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

    3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

    4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

    5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

    6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

    7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

    8) создание дискриминационных условий;

    9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

    10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

    11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

    2. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

    3. В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Указанные правила должны содержать:

    1) перечень товаров, объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

    2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и (или) доступа на товарный рынок, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

    Читайте так же:  Размер налога при вступлении в наследство

    3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части, стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, возможном объеме производства или реализации этих товаров, о технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

    4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, на производство и (или) реализацию соответствующих товаров и (или) организацию доступа на товарный рынок;

    5) условия проведения конкурсных процедур доступа на товарный рынок, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, указанные в абзаце первом настоящей части, при наличии экономической, технологической или иной возможности, если иные процедуры доступа на товарный рынок не предусмотрены законодательством Российской Федерации;

    6) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и (или) к товарам хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части;

    7) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа на товарные рынки и (или) к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом и (или) реализуемом хозяйствующими субъектами, указанными в абзаце первом настоящей части, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    8) условия доступа на товарный рынок, и (или) к товарам, и (или) к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом настоящей части, а в установленных случаях требования об осуществлении технологических и (или) технических мероприятий, в том числе при подключении (технологическом присоединении);

    9) требования к характеристикам соответствующего товара, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    [1]

    4. Требования настоящей статьи не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

    5. В случае выявления факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, установленного вступившим в законную силу решением антимонопольного органа, в целях предупреждения создания дискриминационных условий правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более семидесяти процентов, устанавливаются актом Правительства Российской Федерации (правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, утверждаются федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации). Указанные правила должны содержать:

    1) перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

    2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

    3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, стоимости этих товаров или принципах определения цены товара и его оплаты, возможном объеме производства или реализации этих товаров, технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

    4) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к товарам;

    5) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

    6. Предусмотренные частью 5 настоящей статьи правила могут содержать условие об обязательной продаже товара на торгах.

    7. Правила недискриминационного доступа к услугам, оказываемым оператором национальной системы платежных карт, операторами услуг платежной инфраструктуры национальной системы платежных карт, оператором платежной системы Центрального банка Российской Федерации, оператором услуг платежной инфраструктуры платежной системы Центрального банка Российской Федерации, определяются в порядке, установленном Федеральным законом «О национальной платежной системе».

    8. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения устанавливаются Правительством Российской Федерации в отношении субъектов естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также в отношении единой теплоснабжающей организации, не являющейся субъектом естественной монополии, при осуществлении ею деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения в случаях, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

    Комментарии к статье 10 закона о защите конкуренции:

    В пп. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» содержатся следующие разъяснения:

    Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

    Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

    Читайте так же:  Подача документов на квоту для паспорта

    В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

    Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

    Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

    Ошибочное применение тарифа нарушает порядок ценообразования в смысле ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции

    Изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ( подробнее см. п. 8 Обзора судебной практики).

    Закон о защите конкуренции — основные положения

    Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

    П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.

    Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.

    Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.

    После него были приняты ФЗ «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов…» (ныне «О контрактной системе…»), «О рынке ценных бумаг» и др.

    Вопросы защиты конкуренции также нашли свое отражение в ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.

    Все эти законы имеют своею целью эффективную работу рынков товаров, услуг, финансовых активов, регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечение недобросовестной конкуренции.

    ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ) согласно п. 2 ст. 1 разработан с целью обеспечить:

    • единое экономическое пространство;
    • свободу перемещения товаров;
    • свободу экономической деятельности в РФ;
    • результативную работу товарных рынков.

    Таким образом, закон № 135-ФЗ является частью антимонопольного законодательства.

    ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

    Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

    Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

    В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

    Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

    В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.

    Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

    Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

    Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

    Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

    Сфера применения закона о защите конкуренции

    Закон № 135-ФЗ действует:

    • во времени;
    • в пространстве;
    • по кругу лиц;
    • по регулируемым отношениям (объектам регулирования).

    Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу. Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

    Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

    К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

    • коммерческие и некоммерческие организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
    • органы государственной власти.

    Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

    Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст. 15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

    Читайте так же:  Как обратиться в поликлинику без полиса

    Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия.

    Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

    Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

    Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

    Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

    Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.

    В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

    Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.

    Так, порядок проведения торгов, запроса котировок цен и предложений установлен ФЗ «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ, «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и т. д. Тем не менее к этим отношениям предъявляются дополнительные антимонопольные требования, изложенные в гл. 4 закона № 135-ФЗ.

    Таким образом, закон № 135-ФЗ регулирует, ограничивает, запрещает те или иные действия, способные привести к недобросовестной конкуренции, последствиями которой являются нанесение ущерба, ущемление интересов или банкротство контрагентов.

    Закон о банкротстве: конкурсное производство

    На стадии конкурсного производства, как правило, открываются торги и происходит продажа имущества должника.

    С наступлением этого момента, а именно после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, в соответствии с п. 1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ любая передача имущества должника третьим лицам (продажа, переход во временное владение и пользование) может осуществляться только в порядке, установленном гл. VII закона № 127-ФЗ (постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2013 по делу № А50-12480/2012).

    То есть в процедуре конкурсного производства законодательство о защите конкуренции применять запрещено. Антимонопольная служба не вправе выдавать предписания в отношении должника и влиять на реализацию имущества.

    Антимонопольное законодательство появилось и стало развиваться в 1991 году.

    Основным законом считается закон о защите конкуренции, который содержит в себе базовые понятия и требования к деятельности всех участников всех рынков.

    Антимонопольный орган, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, возбуждает и рассматривает дела, анализирует рыночные процессы, выдает предписания и разрешения на предоставление преференций.

    Во время процедуры банкротства, а именно на стадии конкурсного производства, антимонопольный орган не вправе вмешаться в организацию торгов имущества должника.

    Обзор нового закона «О защите конкуренции»

    Любая страна стремиться к экономическому развитию. Стабильному развитию экономики способствуют рыночные отношения. Если сказать вкратце, рынок – это совокупность отношений между продавцами и покупателями. Сущность рынка выражена в конкуренции. Конкуренция – это отношения, которые складываются среди производителей по вопросам цен и объемов. Федеральный закон от 26 июля 2006 года под номером 135 ФЗ «О защите конкуренции» с актуальными изменениями на текущий год – это законодательная основа защиты конкуренции в РФ. В том числе и защита отечественных «купцов» от деятельности предприятий-монополистов и от недобросовестной конкуренции. Закон конкуренции также призван обеспечить единое экономическое пространство для производителей, что поможет организовывать в РФ эффективные условия для рыночного функционирования.

    135 федеральный закон достаточно объемный документ и не так просто разобраться в отечественных законах (закон конкуренции не исключение) без специального образования и опыта работы юристом. Именно с такой целью и был создан портал «ПравПотребитель» — помощь простым гражданам понять суть законов, в том числе и комментарии к ним. Ведь чтобы защищать свои права мало того, что их нужно знать (в какой ситуации и на что вы имеете право), но и уметь пользоваться инструментами защиты прав в РФ.

    На сайте «ПравПотребитель» у вас есть возможность получить бесплатную консультацию юриста по вопросам применения законодательства РФ с учетом их отечественной и иноземной практики в толковании законов (с актуальными изменениями) и комментариев к ним.

    Недобросовестная конкуренция

    135 федеральный закон о конкуренции посвящает целую главу борьбе с недобросовестной конкуренцией в РФ. Прежде чем изучать закон конкуренции необходимо разобрать понятие недобросовестной конкуренции и ее виды. Под недобросовестной конкуренцией понимается любые действия «купцов», из-за которых могут пострадать другие производители (понести убытки, потерять доверие потребителей).

    Комментарий: конкуренция получит статус недобросовестной, если действия производителя имеют цель получить преимущество перед другими производителями и при этом не являются законными.

    То есть один производитель, действует в своих интересах, мешает работать другим, нарушает закон, выводя свой товар на первое место среди аналогичных. Если эти действия каким – либо образом затронут самих потребителей, а не только «купцов», то ситуация уже будет рассматриваться с учетом закона о защите потребительских прав. Закон конкуренции определяет отношение к недобросовестной конкуренции только в отношении поставщиков. Стоит учитывать, что противоправность и недобросовесность это разные понятия. Добросовестность продавца/производителя в трактовке ФЗ 135 и иного законодательства РФ определяется законностью его действий.

    Комментарий: законодательство РФ не дает точных разграничений понятий добросовестности и противоправных действий.

    • обязательно выражается в действии хозяйствующего субъекта (то есть бездействия, направленные на увеличение конкурентоспособности товаров не будут считаться недобросовестной конкуренцией;
    • нарушение прав других хозяйствующих субъектов, определенных не только ФЗ РФ, но и нормам делового оборота, справедливости и т.п.;
    • основная (можно даже сказать единственная) цель у хозяйствующего субъекта, пользующегося методами недобросовестной конкуренции – получение преимуществ перед другими предпринимателями;
    • наличие угрозы (или факта) причинения другим предпринимателям урона (убытков) в результате нарушения/ограничения их прав и подрыв деловой репутации конкурентов.
    Читайте так же:  Можно ли строить таунхаусы на земле под ижс

    135 федеральный закон устанавливает запрет на различные формы и методы недобросовестной конкуренции.

    Понятие антимонопольного органа по ФЗ 135

    Рассматриваемый нами федеральный закон защищает права производителей товаров. Одним из инструментов в защите прав «купцов» является антимонопольная политика. За ее соблюдением следит антимонопольный орган. 135 федеральный закон определяет его:

    • функции;
    • полномочия;
    • права сотрудников антимонопольного органа;
    • обязанности сотрудников антимонопольного органа;
    • порядок проведения проверок;
    • порядок предоставления доступа на территории проверяемых объектов сотрудникам антимонопольного органа;
    • порядок проведения осмотра;
    • порядок проведения проверок документации сотрудниками антимонопольного органа;
    • порядок составления протокола по итогам проведения проверок;
    • правила оформления результатов по итогам проведенной проверки;
    • напутствие о последствиях в случае нарушения антимонопольных законов;
    • правила соблюдения сотрудниками антимонопольного органа всех видов тайн, установленных законодательством.

    В России антимонопольным органом является ФАС (федеральная антимонопольная служба). Основной функцией работы ФАС является предупреждения/выявление/пресечения нарушений антимонопольной политики. Более подробную информацию можно получить из самого закона или обратившись к консультантам сайта.

    Функции закона конкуренции

    Чтобы более понятной стала роль закона конкуренции в жизни и деятельности предпринимателей РФ, необходимо изучить подробно его функции:

    • образование цен – благодаря конкуренции устанавливается возможность определения равновесной цены на товары с учетом всех затрат на производство;
    • регулирование – благодаря закону конкуренции появляется возможность сбалансировать спрос и предложение;
    • стимулирование – благодаря наличию нескольких производителей аналогичных товаров, чтобы повысить спрос на свою продукцию каждый предприниматель старается выпустить более качественный продукт, увеличить ассортиментный выбор, снижать цены и т.д., что ведет к техническому процессу и развитию;
    • контролирование – подразумевается наблюдения за конкурентоспособностью каждой организации в РФ;
    • дифференциация производителей продукции – конкуренция дает четкое понимание, какое производство является эффективным, а какое нет.

    Тщательно изучив функции закона конкуренции можно сделать однозначный вывод – конкуренция является неотъемлемой составляющей современных рыночных отношений. Читатели должны понимать, что такое конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью понимается наличие определенных качеств и свойств, дающих преимущество предпринимателю перед другими производителями.

    Чтобы проще было разобраться в любом нормативно – правовом документе к нему составляются комментарии, поясняющие его положения. К ФЗ 135 написаны постатейные комментарии (т.е. комментарий к каждой статье). Их также можно скачать на нашем сайте.

    Обзор ФЗ 135

    135 закон о защите конкуренции состоит из 10 Глав, которые в свою очередь, включают в себя 54 статьи. Содержание всех статей 135-ого мы конечно в данной статье перечислять не будем. Если вам необходимо подробно изучить весь федеральный закон и комментарии к нему вы можете сделать это, скачав все документы на нашем сайте абсолютно бесплатно. Краткий обзор ФЗ, определяющим порядок защиты конкуренции:

    • первая глава, как и в любом другом ФЗ рассказывает об общих положениях;
    • вторая глава характеризует монополистическую деятельность;
    • пункт первый второй главы определяет запреты на различные формы недобросовестных приемов конкуренции;
    • в третьей главе содержится информация о пресечении действий/бездействия властей, если в результате будет ограничено право хозяйствующих субъектов на конкуренцию;
    • в четвертой главе перечисляются антимонопольные требования к ценовым котировкам, торгам, порядку заключения договоров и т.д.;
    • пятая глава о преференциях;
    • шестая глава рассказывает об органе, осуществляющем контроль за антимонополией;
    • из седьмой главы мы узнаем о том, как государство контролирует экономическую концентрацию;
    • восьмая глава повествует о том, какое наказание может грозить за нарушение антимонопольных НПА;
    • в девятой главе рассказывается, каков порядок разбирательств по делам о нарушении антимонопольных НПА;
    • в десятой главе определяется дата, когда ФЗ 135 обретает законную силу.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как уже было сказано выше, федеральный закон, определяющий порядок защиты конкуренции, достаточно объемный документ. Комментарии к нему имеют еще больший размер. Чтобы изучить эту кипу документов придется затратить много времени и сил. Гораздо проще обратиться за помощью к опытному юристу. Вам необходимо описать, какие из ваших прав были нарушены, и при каких обстоятельствах через форму обратной связи. Практически мгновенно вы получите ответ от квалифицированного специалиста с большим опытом работы.

    Источники


    1. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

    2. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

    3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
    4. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
    Закон о защите прав конкуренции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here