В каком саду может проходить практику студент

Самые важные аспекты в статье: "В каком саду может проходить практику студент". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Студенты в школе

В нашей школе проходят практику студенты психологических факультетов разных вузов и студенты педагогического колледжа. Студенты вузов отличаются от студентов педколледжа по многим параметрам — уровню знаний, умению учиться, самооценке, уровню притязаний, ответственности. Но самый главный — мотивация. У студентов педколледжа она может вообще отсутствовать. Надо заметить, что вместе с ребятами из педколледжа на практику ходит и их куратор, который осуществляет контроль за их деятельностью. Учитывая названные параметры, мы осуществляем разный подход к организации практики. Расскажу обо всем по порядку.

Идея взять студентов на практику в школу пришла из-за отстутствия «рабочих рук», которые бы помогали обрабатывать тесты, готовить наглядный материал для коррекционных занятий и проводить обучающие игровые мероприятия. Надо заметить, что школа у нас особенная — это школа полного дня, с углубленным изучением предметов в области искусства; у нас есть классы мальчиков, классы девочек и смешанные классы. Кроме того, есть дошкольное отделение, где занимаются дети с 3 лет. В школе работает много педагогов и воспитателей, которые часто консультируются с психологом по поводу различных учебных и воспитательных ситуаций. Так что объем работы у психолога был очень большой, особенно когда я работала одна. Через год появился второй психолог, и мы решили, что один будет работать со средней и старшей школой, другой — с дошкольниками и младшими классами.

Практика у студентов в образовательных учреждениях начинается, когда они учатся на третьем курсе, и длится год. Также у нас проходят практику в течение месяца и студенты 4-го курса. Обо всех особенностях школы мы рассказываем им на установочном собрании, которое проходит в вузе, поэтому к нам практически всегда приходят люди, интересующиеся вопросами гендерной психологии, возрастной психологии, психологии творчества.

К любому студенту можно найти подход. На нашем первом собрании в школе мы говорим студентам, в какой работе мы дадим им возможность попробовать себя. Это может быть:

• подготовка, проведение и обработка результатов диагностики;

• подготовка наглядных материалов для индивидуальных коррекционных занятий и для занятий по психологии (они проходят у нас как в начальной, так и в средней и старшей школе);

• индивидуальные занятия с ребенком (профилактика школьной неуспеваемости);

• проведение исследований (студенту — реферат или курсовая, школе — понимание процессов, происходящих в той или иной группе);

• проведение крупных познавательно-игровых мероприятий, таких как «Географическое путешествие», «Прощание с Азбукой», «Робинзонада» и др., в которых участвует дети, родители и педагоги.

Мы выслушиваем предложения студентов и находим оптимальное для всех решение. Главное для нас, психологов, — мотивация студентов, тогда и голова у них хорошо работает, и энтузиазма много, и работа выполняется быстрей и качественней.

Как вы сами понимаете, психолог играет важную роль консультанта, организатора и контролера. Не буду лукавить, это действительно требует большого терпения, знаний, ответственности, кроме того, необходимо иметь в своем арсенале книги, методики, которыми можно на время поделиться. Но появляются и большие плюсы:

• выполняется большой объем работы;

• у нас появляется время (как правило, спустя три месяца после начала практики) для того, чтобы посетить необходимые семинары, курсы и конференции, рекомендованные методическим центром или интересные нам самим;

• нам приходится постоянно актуализировать наши знания и умения, продолжать учиться;

• происходит постоянный обмен информацией и материалами;

• мы совершенствуемся в коммуникации, так как приходится общаться и договариваться с администрацией, педагогами, студентами, родителями и детьми;

• порой студенты видят проблему иначе, нежели мы, и это дает возможность найти оптимальное решение;

• и наконец, также не без помощи студентов мы усовершенствовали и упорядочили «технологический процесс» — оформление диагностических данных.

Некоторые работы студентов, проходящих у нас практику, получили признание на факультете, выигрывали конкурсы студенческих исследовательских работ.

С вузами происходит эффективная обратная связь — мы каждый год пишем информационное или благодарственное письмо, в котором перечисляем как положительные моменты практики, так и те трудности, с которыми сталкиваемся: к примеру, пробелы в определенных знаниях по психодиагностике, возрастной дифференциальной психологии. Как правило, к нашим замечаниям стараются прислушиваться.

Статья подготовлена при поддержке компании «Пласт Плюс». Качественные окна обеспечат тишину и уют Вашей квартиры. Компания «Пласт Плюс» специализируется на производстве пластиковых окон любой формы и сложности изготовления. На сайте, расположенном по адресу www.plast-plus.ru, вы сможете, не потратив много времени, заказать пластиковые окна по выгодной цене. В компании «Пласт Плюс» работают специалисты с огромным опытом работы с демонтажем и установкой окон.

Совсем по-другому складывается работа со студентами педколледжа. С ними, как с малыми детьми, — надо поддержать, чтобы часто не падали, подать руку, чтобы преодолеть препятствие, успокоить и подбодрить, когда что-то не получается. Многим ребятам элементарно не хватает знаний, уверенности в своих силах, сообразительности и раскрепощенности. У группы «куратор + студенты» свои формы отчетности и взаимоотношений, поэтому школьный психолог поначалу подключается к работе группы как консультант, тем более что нам их «поручила» администрация школы. Студенты после уроков проводили с младшими школьниками тематические занятия, посвященные дружбе, конфликтам, сотрудничеству.

Первые два месяца прошли очень трудно. У ребят практически ничего не получалось, их авторитет в глазах детей падал, и необходимо было срочно что-то предпринимать. Тогда на осенних каникулах мы провели для них тренинг для раскрытия творческих способностей. Тренинг проводили без куратора группы, и это дало свой результат — сами ребята увидели, что могут больше, появилось желание узнать, почему и как происходят определенные процессы. Следующие занятия с учениками прошли у них гораздо лучше.

Но этого все равно было мало. Даже такие элементарные вещи, как приветствие, установление правил работы и прощание, не всегда получались, что уж говорить о каких-то целях и результатах. И мы стали репетировать каждое занятие, озадачивали неожиданными вопросами или поступками, играя роль детей. Видя, как мы работаем, куратор тоже подключился к нам, мы нашли общий язык, а ребята посмотрели на него с другой стороны. Таким образом, функция контроля стала качественно другой. Мы вместе разрабатывали идеи о том, что и как можно провести, а потом каждый сам прописывал все детали.

Тренинг, проведенный в осенние каникулы, произвел такое сильное впечатление на студентов, что они рассказали о нем в педколледже. Появились желающие поучаствовать в аналогичном тренинге. Тогда мы нашли базу в Подмосковье и организовали выезд туда студентов. На выезде были как теоретические, так и практические занятия. Зная, что студенты педколледжа часто слушают лектора, как говорится, «вполуха», мы предупредили их о том, что все, о чем говорится на занятиях, им очень пригодится на итоговой поисковой игре. Они должны будут отвечать на вопросы, и если ответ правильный, то команда быстрее придет к финишу, а если нет, то она идет по более длительному пути, должна ответить на большее количество вопросов.

Читайте так же:  Инженер со средним специальным образованием

У ребят после мероприятия возникли сильные положительные эмоции, появилась уверенность в своих силах, необходимые знания были усвоены. После второго тренинга занятия, которые проводили студенты педколледжа в школе, отличались продуманностью, интенсивностью, завершенностью. Во втором полугодии они должны были работать в средней и старшей школе, но мы за них были уже спокойны, так как на тренинге отработали с ними различные ситуации, которые часто возникают в старших классах.

На следующий год нам, к сожалению, удалось провести только один тренинг, и это сказалось на подготовке ребят — они предлагали стандартные решения, приходилось многое объяснять, заинтересованность в работе появилась не у всех. Большим препятстивем стало отсутствие взаимопонимания с куратором некоторых студентов.

Для организации эффективной практики студентов педколледжа необходимо сделать следующее:

[3]

• добиться усвоения ими необходимых знаний по диагностике, общей, возрастной психологии, педагогике;

• обязательно провести курс упражнений по развитию речи и ораторского мастерства;

• найти способ налаживания эффективных взаимоотношений в группе «куратор, студенты, психолог»;

• давать творческие задания, относящиеся к школе (студенты блестяще провели мероприятие «Внимание — дорога» с помощью компьютерной графики, сказок, караоке).

Главное — всегда с уважением относиться к студентам и способствовать такому же уважительному отношению к ним со стороны педагогов, родителей, учеников. В школе этого можно добиться следующим образом:

• обращаться к ним по имени, отчеству, особенно при учителях, детях, родителях;

• объяснить, как на восприятие человека человеком (особенно ребенком) влияет одежда;

• внимательно выслушивать их предложения и не критиковать и настаивать, а советовать;

• разделять рабочие и нерабочие взаимоотношения (некоторые студенты до сих пор ходят к нам в школу, совершают совместные походы и поездки).

Организация практики студентов педколледжа намного сложнее, чем студентов вузов, но по эмоциональному накалу и переживаниям гораздо интереснее.

Да и мы сами еще молодые специалисты. Первых студентов взяли сразу после окончания института. Сначала боялись, что у нас нет такого авторитета, как у педагогов. Но у нас было и преимущество — мы понимали, что нужно студенту от практики, нам легко было найти общий язык.

Сейчас школам начисляют рейтинговые баллы за организацию студенческой практики, сотрудничество с вузами. Это то, что может заинтересовать администрацию. К большому сожалению, отменили начисление процентов (от 25 до 50) к зарплате специалистам, ответственным за студенческую практику в школе, поэтому основная мотивация теперь — повышение своего профессионального мастерства как психолога и как педагога.

Поэтому советуем — берите студентов, с ними интересно!

Как оформить студента-практиканта на лето

Вот и остались за плечами бессонные ночи и горы конспектов, подведены итоги очередной сессии, наступила пора долгожданных каникул, но не для всех студентов. Некоторые из них направляются на производственную практику. Как оформить отношения с практикантом? Нужно ли заключать трудовой договор? Полагаются ли студенту какие-либо выплаты?

На определенном этапе своего обучения студенты направляются для прохождения производственной или преддипломной практики на предприятия, с которыми их учебными заведениями заключены соответствующие договоры. О том, как построить отношения со студентами-практикантами, расскажем в статье.

  • работы с вредными или опасными условиями труда;
  • подземные работы;
  • работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию студента;
  • работа в религиозных организациях;
  • переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормативы.

Одновременно с этим следует учитывать и ограничения, связанные с режимом рабочего времени. Так, в отношении данной категории лиц установлен запрет:

  • на направление их в служебные командировки 7 ;
  • привлечение к работе в ночное время 8 ;
  • привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни 9 ;
  • привлечение к сверхурочной работе 10 ;
  • привлечение к работам, выполняемым вахтовым методом 11 .

Однако для творческих работников средств массовой информации, теле- и видеосъемочных коллективов и иных лиц, участвующих в создании и исполнении произведений, в соответствии с перечнями профессий, утвержденных Правительством РФ 12 , запрет на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет не распространяется 13 . Отметим, что работа по совместительству детей до достижения ими возраста 18 лет также не допускается 14 .
Во вторых, существуют и другие ограничения, связанные с установлением продолжительности рабочего времени студента-практиканта.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях следующая 15 :
  • в возрасте от 15 до 16 лет — не более 24 часов в неделю;
  • в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю;
  • в возрасте от 18 лет и старше — не более 40 часов в неделю.

Документальное оформление практики
Трудовым кодексом, а также иными нормативными актами не предусмотрена обязанность работодателя заключать трудовой договор со студентом при прохождении последним производственной (учебной) практики в организации. В связи с этим можно предположить, что если во время практики между студентом и компанией возникают трудовые отношения (студент не просто учится и практикуется, а действительно выполняет трудовые функции, характерные для определенной должности), то в таком случае может быть заключен трудовой договор.
Предположим, что студент-практикант в возрасте 17 лет устраивается на работу, соответствующую требованиям программы его производственной практики. Студент и принимающая его компания приняли решение об оформлении трудовых отношений.
В данном случае порядок оформления приема на работу студента-практиканта не отличается от приема на работу любого другого сотрудника 16 и подразумевает оформление всех необходимых документов.
Обратите внимание: трудовой договор заключается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет 17 .
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы 18 :

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при заключении трудового договора впервые такое свидетельство оформляется работодателем);
  • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц,
  • подлежащих призыву на военную службу);
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

Отметим, что заключение трудового договора со студентом-практикантом в возрасте до восемнадцати лет возможно только после предварительного обязательного медицинского осмотра. В дальнейшем такой осмотр будет проводиться ежегодно до достижения работником совершеннолетия. Причем осмотр осуществляется за счет средств работодателя 19 .
Заключается трудовой договор в письменной форме 20 и должен содержать обязательные условия 21 .
Обратите внимание: особенностью правоотношений сторон является исключительно срочный характер таких отношений, обусловленный целью производственной практики — закрепить теоретические знания и получить практические навыки 22 .
Читайте так же:  Работа уборщицей в школе на какие доплаты кроме основного

Окончание производственной практики
Расставание с работником оформляется по обычным правилам, то есть составляется приказ об увольнении, вносится запись в трудовую книжку сотрудника и его личную карточку.
Конечно же, за работу по договору начисляется зарплата, а при увольнении необходимо выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.
По окончании практики предприятие выдает студенту справку с указанием специальности (должности), сроков прохождения практики, а также ее условий.
Кроме этого компания составляет характеристику студента для предъявления в образовательное учреждение. В ней дается оценка уровня профессиональных знаний, применяемых на практике студентом.

Сноски:
1 п. 6.1 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1
2 п. 9 ст. 11 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ; п. 9 Положения, утв. приказом Минобрнауки России от 26.11.2009 № 673 (далее — Положение № 673); п. 8 Положения, утв. приказом Минобрнауки России от 26.11.2009 № 674 (далее — Положение № 674)
3 Положение, утв. приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1154 (далее — Положение № 1154), Положение № 673, Положение № 674
4 п. 9 Положения № 674, п. 9 Положения № 673, п. 10 Положения № 1154
5 п. 17 Положения № 674, п. 18 Положения № 673, п. 24 Положения № 1154
6 ст. 265, 342 ТК РФ; пост. Правительства РФ от 25.02.2000 № 163
7, 9, 13 ст. 268 ТК РФ
8 ст. 96, 268 ТК РФ
10 ст. 99 ТК РФ
11 ст. 298 ТК РФ
12 утв. пост. Правительства РФ от 28.04.2007 № 252
14 ст. 282 ТК РФ
15 ст. 92 ТК РФ; п. 14 Положения № 1154
16 ст. 68 ТК РФ
17 ст. 63 ТК РФ
18 ст. 65 ТК РФ
19 ст. 266 ТК РФ
20 ст. 67 ТК РФ
21 ст. 57 ТК РФ
22 ст. 59 ТК РФ

Где пройти преддипломную производственную практику

Содержание статьи

  • Где пройти преддипломную производственную практику
  • Как написать отзыв самого студента о практике
  • Как написать характеристику для практики

Значение места, на котором студент проходит практику

Значение выбранного предприятия в качестве места прохождения практики объясняется следующими причинами:
— Прохождение преддипломной практики дает студенту возможность получения необходимых навык и знаний. Выполняя задания пониженного уровня сложности на практике, у студента появляется представление о работе предприятия в целом.
— Практикант имеет возможность получить предложение трудоустройства от предприятия, в котором была пройдена преддипломная практика.
— Выбранное место преддипломной практики определяет успех предстоящей защиты дипломной работы. Принято считать работу по написанию преддипломного отчета студента, — подготовкой к написанию дипломной работы.

В тех случаях, когда тема дипломной работы заранее известна, студент может начать сбор необходимой информации для включения в работу уже в процессе прохождения преддипломной практики. Также прохождение практики помогает студенту в тех случаях, когда тема дипломной работы раскрывается на примере предприятия, на котором практика проходится.

Выбирая место прохождения преддипломной практики, студенту необходимо также учесть возможность предоставления предприятием документов, которые необходимы ему для написания отчета о прохождении практики.

Возможность предоставления предприятием студенту необходимой информации и документов, следует уточнить заранее. К таким документам относят: финансовые отчеты компании (заверенные копии отчета о прибылях и убытков за последние 3 года, копии бухгалтерского баланса за последние 3 года деятельности предприятия). Точный перечень финансовых документов предприятия необходимо уточнить у научного руководителя.

В большинстве случаев, во время написания дипломной работы, а также для включения в работу приложений, студенту необходимы учредительные документы компании, такие как устав предприятия.

В зависимости от предмета изучения, специальности, присваеваемой квалификации и программы практики, студенту могут потребоваться также внутренние документы: положения, коллективный договор, должностные инструкции предприятия.

Порядок приема студентов на практику

Поскольку для студента прохождение преддипломной практики является одним из завершающих обучение испытаний, то необходимо прислушиваться ко всем рекомендациям научного руководителя по преддипломной практике, задавая ему все возникающие вопросы.
Порядок приема студентов на преддипломную практику трудовым законодательством не регламентирован, но само предприятие и образовательное учреждение в обязательном порядке оформляют свои отношения в форме договора. Таким образом, большинство ВУЗов России заключают договор с организациями, на условиях предоставления места для практики студенту.

На условиях такого договора организация обязуется принять на практику и дать необходимые практические знания студенту, создать необходимые условия для прохождения преддипломной практики, обеспечить его рабочим местом.

Для компаний же привлекать в свою работу практикантов выгодно тем, что, как правило, студентам поручают несложные, но рутинные функции. Таким образом, предприятие экономит время, освобождает себя от текущих хлопот и может сосредоточиться на своих основных задачах.

Еще одна причина, по которой предприятия соглашаются на сотрудничество с ВУЗами, заключается в том, что работа студентов в их отделах и подразделениях низкооплачиваема. Также встречаются случаи, когда заработная плата практикантам во время прохождения преддипломной практики вовсе не предусмотрена.

Рассматривая особенности прохождения преддипломной практики, стоит отметить, что встречаются случаи, когда компании оформляют отношения с практикантом, заключая срочный трудовой договор, вводят в табель отдельные должности, соответственно начисляя им заработную плату. В таком случае, студент имеет права работника предприятия и получает заработную плату в полной мере.

Поэтому те ВУЗы, которые заключили договора с предприятиями заранее, имеют возможность предложить своим студентам варианты прохождения преддипломной практики на выбор.

Варианты чаще всего представляют собой список организаций, в котором доступна краткая информация: наименование организации, вид деятельности, юридический / фактический адрес, контактные телефоны и контактные лица.

Студент, изучив информацию о потенциальной компании, делает свой выбор, а затем получает направление на практику. Во время прохождения преддипломной практики студент ведет дневник.

В случаях, когда образовательное учреждение настаивает на самостоятельном выборе студента места прохождения преддипломной практики, стоит изучить информацию о них из публичных источников. Такими источниками могут быть справочники со списком компаний, соответствующих профилю; сайты в интернете, также содержащие контактные данные. Студенту также стоит изучить СМИ (газеты, журналы), сайты в интернете о трудоустройстве, на которых работодатели размещают объявления о приеме практикантов на практику.
Необходимо обращать внимание на то, что должности практикантов должны соответствовать требованиям программы практики и получаемой специальности.

Затем, остановив свой выбор на определенной компании, следует позвонить по указанному контактному номеру телефона. Рекомендовано звонить в отдел кадров компании, поскольку именно он определяет потребность в кандидатах. Представившись, необходимо выяснить, с кем можно обсудить вопрос прохождения практики в данной компании. Когда вас соединят с необходимым должностным лицом (это может быть как непосредственно руководитель предприятия, так и менеджер по персоналу, секретарь), следует коротко объяснить суть возникшего вопроса.

Предприятие назначит встречу, на которой предоставит необходимую интересующую студента информацию и расскажет о предстоящих должностных обязанностях. Следует обговорить с предприятием сроки прохождения, функции, а также уточнить возможность предоставления необходимых документов: общей, учредительной, справочной и финансовой информации предприятия.
Необходимо помнить о том, что добросовестное прохождение практики определяет последующее потенциальное трудоустройство студента.

Читайте так же:  Определение износа зданий и сооружений существует три вида

Как оформить студента, проходящего практику в организации?

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 8

Как оформить студента, проходящего практику в организации?

Для закрепления и совершенствования полученных знаний и навыков на практике (в реальных условиях), достижения профессионализма и мастерства студенты различных образовательных учреждений обращаются к руководителям организаций с просьбой прохождения производственной или преддипломной практики у них на предприятии. Некоторые компании соглашаются, чтобы посмотреть на потенциально интересных кандидатов, а некоторые отказывают в подобной услуге. Чаще всего отказывают по причине непонимания статуса студента в организации. Как можно оформить отношения со студентом-практикантом — расскажем в данной статье.

Профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования обеспечивают реализацию государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии в силу п. 6.1 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с вышеуказанным положением и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — Закон N 125-ФЗ) практика является составным элементом образовательной программы для получения профессионального образования.

Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных умений, а производственная включает в себя несколько этапов: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практика.

Учебная, производственная и преддипломная практика, предусмотренная образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между образовательными учреждениями и предприятиями, организациями. На основании таких договоров любые организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентам высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию (п. 9 ст. 11 Закона N 125-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно вопросы организации прохождения практики учащимися высших учебных заведений регламентирует Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154 (далее — Положение). В частности, отметим следующие моменты:

— в период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии;

— оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм;

— при выезде из места расположения высшего учебного заведения на практику студентам выплачиваются суточные в размере 50% от нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций, за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. Проезд к месту практики и обратно оплачивается в полном размере.

Но на практику могут прийти не только студенты вузов. Учащиеся средних учебных заведений тоже проходят производственную или профессиональную практику, которая регламентируется Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 21.07.1999 N 1991 , и устанавливает фактически те же правила по оплате практики, суточных, проезда учащихся, которые предусмотрены для студентов вузов.

С учетом Рекомендаций по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, приведенных в Письме Минобразования России от 16.09.1999 N 16-51-198/16-15 (далее — Письмо Минобразования России).

Трудовые отношения с практикантом

Заключать трудовой договор со студентом, проходящим практику в учреждении, необходимо только в том случае, если предполагается его зачисление на вакантное место, имеющееся у работодателя. Пункт 10 Положения позволяет работодателю зачислить студентов в штат предприятия в обычном порядке при условии, если работа, предлагаемая практиканту, соответствует требованиям программы практики.

Поскольку трудовые отношения со студентом, проходящим практику, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, для оформления трудовых отношений необходимо заключить срочный трудовой договор (ст. ст. 58, 59 ТК РФ). Так как контролирующие органы всегда проверяют обоснованность заключения таких договоров, рекомендуем следующую формулировку: «Трудовой договор заключается на 4 (четыре) месяца для прохождения производственной практики» или «. для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника». Кроме этого, издается приказ о приеме на работу и оформляется трудовая книжка, если она не была оформлена ранее (ст. 66 ТК РФ).

В трудовом договоре необходимо установить продолжительность рабочего дня студентов на время практики:

— для получения первичных профессиональных умении и навыков связанных с выполнением производительного (физического) труда на производственном объекте, студентам в возрасте от 15 до 16 лет — не более 24 часов в неделю, а в возрасте от 16 до 18 лет и старше — не более 35 часов в неделю в силу ст. 92 ТК РФ;

— при прохождении практики по профилю специальности и преддипломной практики для студентов в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю, а в возрасте от 18 лет и старше — не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Обязательно в трудовом договоре должно быть условие о выплате заработной платы и ее размере. Пункт 20 Положения определяет, что оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм.

С момента заключения трудового договора на студента-практиканта будет распространяться трудовое законодательство и он подлежит государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками (п. 24 Положения). То есть ему должна выплачиваться заработная плата, оплачиваться периоды временной нетрудоспособности, предоставляться ежегодный оплачиваемый и иные виды отпуска. Несчастный случай, произошедший с практикантом, подлежит расследованию в установленном ст. ст. 227 — 230.1 ТК РФ порядке. Кроме этого, на весь период производственной практики на студента-работника будут распространяться правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и иные локальные нормативные акты организации. Это подтверждается и Постановлением ФАС СЗО от 23.03.2006 N Ф04-989/2006(20527-А27-30).

Внимание! Если на практику пришел студент учебного заведения среднего профессионального образования (например, из техникума или колледжа), продолжительность работ при прохождении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков, не связанной с выполнением производительного (физического) труда, составляет 36 академических часов в неделю независимо от возраста студентов в соответствии с п. 6 Письма Минобразования России.

Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник-студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Читайте так же:  Какие документы необходимы для переоформления квартиры

При заключении трудового договора работодателю нужно обратить внимание на возраст студента и при необходимости предоставлять ему гарантии, установленные законом. В частности, лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу:

— только после обязательного медицинского осмотра в силу ст. 69 ТК РФ;

— без испытательного срока (ст. 70 ТК РФ);

— с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с требованиями ст. 92 ТК РФ;

— без привлечения к работе в ночное время (ст. 96 ТК РФ);

— с соблюдением условий, установленных гл. 42 ТК РФ.

Кроме того, студентов можно принять не на основное место работы, а по совместительству (ст. ст. 60.1, 282 ТК РФ).

Если не трудовой договор, то какой?

Поскольку ни Положение, ни Трудовой кодекс не устанавливают обязанности заключения трудового договора с практикантом, полагаем, что можно заключить гражданско-правовой договор. Тогда отношения между организацией и студентом будут строиться на основании гражданского законодательства. Часть 2 ст. 227 ТК РФ не причисляет студентов и учащихся образовательных учреждений всех типов, проходящих производственную практику, к числу работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору.

В том случае, если организация заключает гражданско-правовой договор (оказание услуг или подряд), в нем необходимо отразить:

— виды работ, входящие в программу практики студента;

— даты начала и окончания работы;

— порядок сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);

— другие моменты, предусмотренные ГК РФ.

Работодатель обязан оплатить студенту выполненные в интересах организации работы, оказанные ей услуги в соответствии с заключенным договором (ст. ст. 702, 711, 779, 781 ГК РФ) на основании акта приемки-сдачи.

Заключение подобного вида договоров может быть выгодно работодателю по следующим причинам:

— гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, на студента распространяться не будут (например, не будет оплачиваться временная нетрудоспособность);

— на сумму вознаграждения не начисляется ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, в соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если они не указаны в данном договоре .

Статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Если студент просто знакомится с производством, изучает организацию производственного процесса и сама программа не предполагает выполнения им каких-либо работ, то ни трудовой, ни гражданско-правовой договор заключать не следует. Даже при таком варианте за студентами в период прохождения практики сохраняется право на получение стипендии независимо от выплаты им заработной платы по месту прохождения практики (п. 19 Положения).

При решении вопроса о необходимости заключения договора со студентом-практикантом нужно все-таки исходить из того, возникают ли трудовые отношения между организацией и студентом либо студент при прохождении практики только обучается.

Напомним, трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

То есть, если при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы) и студент обязуется подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, такие отношения должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Если студенты во время прохождения практики знакомятся с производством, изучают организацию производственного процесса и т.п., то оснований для выплаты им заработной платы, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ является вознаграждением за труд, у организации не имеется. Также нет оснований и для заключения с ними трудовых договоров .

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В каком саду может проходить практику студент

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Студент-практикант проходит производственную практику в организации.
Как оформить студента на работу? Нужно ли брать его в штат сотрудников?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

[2]

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как успешно пройти практику

Практика в ВУЗе – залог успешного будущего.

Рано или поздно это коснется каждого. Еще никому не удалось обойти ее. Речь идет о практике, которая способна перенести любого человека из идеального мира в реальность. Когда подойдет время, вы уже будете иметь определенный багаж теоретических знаний, хорошо усвоить которые поможет применение их на деле.

Но, к сожалению, некоторые студенты вместо практики устраивают себе что-то вроде каникул. Эта категория нерадивых учащихся во время, специально отведенное для практического применения накопленных знаний, просто отдыхает, сидя дома. Возникает вопрос, каким образом им это удается. На самом деле, все элементарно. Почти во всех ВУЗах от студентов требуется лишь представить отчет о прохождении практики, в котором стоит печать организации, где, соответственно, и проходила практическая работа. Находчивые студенты пользуются тем, что есть знакомые ИП, готовые помочь с печатью, либо родители, работающие или содержащие одно из подходящих предприятий. Получив печать таким способом, учащиеся со спокойной душой считают, что заслужили каникулы. После им остается только подготовить отчет о якобы проделанной работе. И, кажется, что все остались довольны, но не все так просто…

Читайте так же:  Об обращении взыскания на выморочное имущество образец

Практика – это важная часть учебного процесса. Многие наивно полагают, что главная задача – освоить теорию, а применять ее уже научат при поступлении на работу. Но, в этом случае получается, что придется снова учиться, хотя за плечами институт. Кроме того работодатель не станет тратить на это свое время, так как справедливо подразумевает, что выпускник ВУЗа уже владеет необходимыми навыками.

В случае если у вас умения отсутствуют, то вакансию получит ваш конкурент по трудоустройству, который готов к работе. И тут возникнет недоумение, как же так вышло? А шанс получить перспективное рабочее место уже упущен из-за пренебрежения практикой. Недобросовестное отношение к собственному образованию даст о себе знать в будущем, обернувшись неприятными проблемами. Именно по этой причине следует со всей ответственностью подойти к вопросу обучения, как в ВУЗе, так и в среднем учебном заведении.

Что же получают молодые студенты, еще недавно слушавшие лекции за партами, когда начинают работать в реальных условиях.

Долгое время вы находитесь в привычной для себя обстановке в стенах своего учебного заведения. По большей части учеба представляет собой нечто идеальное – мир, полный идей, школ, концепций. В процессе обучения создается ощущение, что все уже сделано, на многие вопросы уже ответили ученые, и со всем этим объемом знаний вы встаете на путь улучшения мира. Но, стоит впервые оказаться на настоящем производстве, созданная картинка просто рассыпается и представление о мире меняется. Становится совершенно ясно, насколько реальная жизнь сложнее любой теоремы или формулы. В ней уже нет той однозначности, которую можно найти в учебниках.

Именно поэтому практика – это своего рода жизненная школа, где студент проходит адаптацию к реальным условиям, ожидающим его по окончании учебного заведения. Имея практический опыт, вы не будете повергнуты в шок при поступлении на свою первую работу, осознавая, что в жизни многие проблемы невозможно решить по научным законам. Как относиться к такому положению дел – это уже отдельная тема, которую мы, возможно, затронем в следующих статьях, на данный момент стоит уяснить лишь то, что в жизни ко всему нужно относиться с пониманием и спокойствием. А выработать эти качества, находящиеся пока в зачаточном состоянии, поможет как раз практика.

Секреты успешного прохождения практики

Мы предлагаем вам несколько ценных рекомендаций, следуя которым можно вполне успешно пройти практику на предприятиях.

Совет № 1: Заранее подыщите надежного работодателя.

Еще за год до начала вашей практической деятельности будет не лишним позаботиться о месте, где она будет проходить, чтобы быть уверенным в ее продуктивности. Не стоит возлагать большие надежды на то, что ВУЗ определит вас на подходящее предприятие, конечно, в том случае, если распределение не проходит в соответствии с договором между институтом и фирмой.

Каким образом это можно сделать? Здесь допустимо воспользоваться помощью родителей, других родственников или знакомых и расспросить их. Скорее всего, найдется тот, кто сможет оказать содействие и порекомендовать хорошее предприятие. Важно учесть некоторые нюансы этого вопроса. Во-первых, не стоит стесняться разговора на эту тему с близкими и знакомыми. Во-вторых, необходимо понимать, что, если человек согласился помочь и поручился за вас, то вы несете дополнительную ответственность за достойное прохождение практики, которое, кроме всего прочего, сохранит и хорошие отношения с родней.

Совет № 2: Следует морально подготовиться к трудовым будням.

[1]

Если прежде вы не имели опыта в какой-либо работе и занимались только учебой, то важно понимать, что первые дни на практике будут нелегкими. Даже при наличии некоторого опыта работы первое время новые обязанности будут даваться с трудом. Поэтому, дабы не впасть в полную растерянность, стоит, по крайней мере, подготовить себя морально к работе. Будет полезно поближе познакомиться со своей должностью и профессией, воспользовавшись информацией из Интернета, которая поможет постепенно вжиться в новую роль. Ваше окружение также может стать источником правдивых историй о правилах жизни в трудовом коллективе. Порой именно такие тонкости становятся проблемой для молодых студентов.

Совет № 3: Со своим уставом в чужой монастырь лучше не ходить.

В первое время на практике следует проявлять сдержанность. Излишняя инициатива может повредить. Окунувшись из теории в реальность, вам покажется, что все вокруг делается неправильно и пора это исправить. Вполне возможно, что вы даже будете правы, оценив своим свежим взглядом дела фирмы, но, будучи человеком, пришедшим со стороны, не стоит сразу раздавать советы всем вокруг. Важно в любой ситуации сохранять спокойствие.

Ваша первостепенная задача состоит совсем не в проведении глобальных реформ на предприятии, а в ознакомлении с основными рабочими делами и установками. Помните, что вы являетесь пока лишь студентом, который должен учиться сам, а не учить других. Приняв во внимание все главные требования, предъявленные к вашей работе и добросовестно выполняя свои обязанности практиканта, спустя какое-то время вы обязательно завоюете доверие начальства и почтительное отношение к себе.

Таким образом, постепенно у вас появится возможность высказать свое мнение о повышении эффективности данной фирмы. Если вам удалось попасть на практику в хороший отдел, то его начальник сумеет распорядиться вашими разумными предложениями и пожеланиями, которые смогут улучшить работу его отдела. Ведь любой адекватный человек будет рад оказанной помощи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эти три несложных совета станут руководством к успешному прохождению практики. Надеемся, что вы с гордостью покинете предприятие, где получили практические навыки, и с радостью напишете основательный отчет о проделанной работе. Уделите практике должное внимание, так как она играет значимую роль в подготовке высококлассного специалиста.

Источники


  1. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.

  2. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

  3. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
В каком саду может проходить практику студент
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here