Статус депутата совета местного самоуправления при роведении орм

Самые важные аспекты в статье: "Статус депутата совета местного самоуправления при роведении орм". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Можно ли наказать депутата?

Как наказать нерадивого депутата

Самый распространенный на сегодня случай неисполнения депутатами своих обязанностей — это неявка на заседания представительного органа муниципального образования. При этом законодательство не предусматривает досрочного прекращения полномочий для таких депутатов.

Вот только несколько реальных примеров.

Пример: Один из депутатов муниципального комитета Сибирцевского городского поселения первого созыва переехал на постоянное место жительства в Московскую область. На первый взгляд проблемы здесь нет, ведь свобода передвижения — конституционное право каждого гражданина России. Но поскольку между Сибирцевским городским поселением и Московской областью расстояние составляет около 2 тыс. км, указанный депутат после переезда ни разу не явился на заседания муниципального комитета. В результате население одного из избирательных округов на три года (до проведения выборов депутатов муниципального комитета второго созыва), осталось без своего представителя. На все просьбы избирателей о добровольном сложении депутатских полномочий в связи с невозможностью их фактического исполнения депутат отвечал категорическим отказом.

[1]

Другой пример:

Один из народных избранников, входящих в состав Думы Черниговского района Приморского края четвертого созыва посещал заседания Думы только первые месяцы ее работы. На протяжении последующих четырех с лишним лет он просто игнорировал все заседания представительного органа. Хотя работал совсем рядом и чтобы добраться до места проведения заседаний, ему требовалось не более десяти минут.

Такое поведение депутатов — это неуважение не только к избирателям, но и к другим депутатам представительного органа муниципального образования. Естественно в такой ситуации возникает резонный вопрос: «а можно ли такого депутата на законных основаниях лишить депутатского статуса»?

Законодательство, увы, разочарует: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), который яв-ляется основополагающим в Российской Федерации для любых правоотношений, на муниципальном уровне, не предоставляет сегодня никакой возможности наказать депутата, игнорирующего свои обязанности, кроме отзыва его населением.

В статье 24 Федерального закона № 131-ФЗ установлены следующие требования к проведению процедуры отзыва депутата:

  • голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ;
  • основания для отзыва депутата и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования;
  • основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке;
  • процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва;
  • депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Как видно, провести отзыв депутата представительного органа муниципального образования не просто. Процедура отзыва депутата должна быть аналогична процедуре проведения местного референдума, которая требует существенного организационного и финансового обеспечения.

Отозвать депутата можно лишь тогда, когда его противоправные решения или действия (бездействия) подтверждены в судебном порядке. При этом убедить суд признать противоправность действий, если речь не идет об уголовном, административном или дисциплинарном правонарушениях, достаточно сложно. Опытный адвокат всегда найдет массу поводов для заявления суду тех или иных протестов. Да и сам вопрос: можно ли считать непосещение заседаний представительного органа противоправным бездействием, пока остается дискуссионным и не имеет однозначного ответа.

Кроме того, процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва (ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ). А это не всегда возможно, например, если депутат уехал далеко за пределы своего избиратель­ного округа и игнорирует любую корреспонденцию, направляемую в его адрес. Как быть тогда? Ожидать возвращения депутата? Но ведь проведение местного референдума (отзыва депутата) предполагает обязательное соблюдение сроков, нарушение которых автоматически ведет к признанию результатов референдума (отзыва) недействительными.

Применение ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ осложняется еще и тем, что на сегодняшний день федеральный законодатель не выработал единого подхода к вопросу реализации права избирателей на отзыв своего депутата. Процедура отзыва депутата населением в этом законе подробно не описана. Поэтому се­годня случаи отзыва депутатов по стране единичны, а количество нарушении депутатами своих обязанностей растет с каждым годом.

В поисках решения проблемы

Что же делать? Выход только один: внести изменения в законодательство, чтобы его положения в определенных случаях позволяли лишать депутатского статуса нерадивых депутатов. Трудовой кодекс РФ предоставляет возможность работода­телю уволить работника-прогульщика. Почему же нерадивым депутатам должны в этом вопросе предоставляться преференции?

Одним из решений в ситуации с депутатом, выезжающим на постоянное мест жительства в другое муниципальное образование (регион), может быть лише- ние его депутатского статуса. Но такое лишение необходимо рассматривать как крайнюю меру и применять только в том случае, если проживание в новом мест объективно препятствует исполнению депутатом своих обязанностей. При этом устанавливать факт наличия такого препятствия необходимо только в судебном порядке.

Такое положение в законе может выглядеть следующим образом: «полномочия депутата прекращаются досрочно в случае, если вступившим в законную силу решением суда будет установлено, что переезд депутата на новое мест жительства препятствует участию депутата в работе представительного органа».

Этот вариант также предполагает обращение в суд. Однако он не предполагает проведения референдума (отзыва) и поэтому не влечет организационных и финансовых издержек муниципалитета. Расходы по оплате госпошлины составят всего 300 руб., услуги юриста — около 10-15 тыс. руб., а если привлечь штатного юриста, расходы по сравнению с затратами на проведение референдума (отзыва) будут ничтожными.

Решение суда в данном случае представляется необходимым и целесообразным потому что только суд сможет объективно и беспристрастно установить, является ли перемена места жительства причиной постоянного неучастия депутата в заседаниях представительного органа и служить препятствием для осуществления им депутатской деятельности. Ведь депутат может переехать в другой населенный пункт, находящийся за пределами его поселения, но граничащий с ним. При этом его новое место жительства будет настолько близко расположено к месту проведения заседаний представительного органа, что посещать данные заседания для него не составит никакого труда.

Предложенный вариант решения проблемы вовсе не исключает возможности для каждого гражданина Российской Федерации быть избранным в органы местного самоуправления, независимо от места жительства, как это декларирует сегодня Конституция РФ. Если гражданин живет в Москве и, избираясь в депутаты Думы Петропавловско-Камчатского городского округа, готов постоянно летать туда на заседания, — пожалуйста.

Читайте так же:  Сколько стоит составить жалобу на адвоката в адвокатскую палату

Конечно, у любого депутата периодически возникают объективные уважительные причины, по которым он временно не может участвовать в работе представительного органа (болезнь, командировка и т. д.). Однако удаленность места проживания, по нашему мнению, к таким причинам не относится.

Каждый гражданин избирается в депутаты добровольно и должен осознавать, что работать нужно будет именно в том месте, где находится представительный орган. Поэтому ответственность за то, что удаленность места жительства не позволяет ему исполнять обязанности депутата, должна быть возложена на самого народного избранника.

Аналогичным образом следует поступать и с теми депутатами, которые игнорируют заседания представительного органа. Решением суда может быть установлено, что депутат не желает исполнять свои обязанности. Законодателю придется только определить, какое количество (или время) «неявок» на заседания представительного органа может служить основанием для возбуждения против депутата гражданского судопроизводства.

Как показывает практика, депутаты, нежелающие участвовать в работе представительных органов, ссылаются чаще всего на служебную занятость. Хотя закон четко определяет, что никакая работа не может служить основанием для признания ее уважительной причиной отсутствия депутата на заседании представительного органа (ст. 170 и 172 Трудового кодекса РФ). Любые другие уважительные причины неучастия в заседаниях депутату придется подтверждать суду, подкрепляя свои доводы соответствующими документами (больничный лист, командировочное удостоверение и т. д.).

Следует учитывать, что действующее законодательство уже предполагает лишение статуса депутата в судебном порядке. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда (п. 5 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ). Так почему также не установить, что депутат может досрочно лишиться своих полномочий за неисполнение (ненадлежащее исполнение) без уважительных причин своих депутатских обязанностей?

Эффект от таких мер может быть внушительным. Многие народные избранники начнут относиться к своим обязанностям гораздо серьезнее и ответственнее, зная, что возможность наказания за нерадивость стала более реальной, а само наказание предусматривает лишение в одночасье с большим трудом за­воеванного на муниципальных выборах положения.

Сторонники так называемого классического направления в муниципальном праве могут возразить: «раз народ избрал депутата, пусть народ его и снимает». Кто-то будет говорить об объективных трудностях с доказыванием вины депутата (особенно в случае с переменой места жительства) и т. д. Однако, по нашему мне­нию, в сложившейся ситуации федеральный законодатель просто обязан что-либо предпринять. Тем более что именно его перу принадлежит монополия на регули­рование правоотношений в системе местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ).

Даже небольшая помощь муниципалитетам в вопросе наказания нерадивых депутатов позволит навести порядок в работе представительных органов муни­ципальных образований. Если на федеральном уровне указанные предложения не найдут отклика, то законодательно можно было бы предусмотреть предостав­ление местным бюджетам субсидий из федерального или регионального бюджета на проведение процедуры отзыва депутата. Ведь, как показывает опыт, вопрос финансирования — это краеугольный камень при решении любого вопроса на му­ниципальном уровне.

Предложений может быть много, но одно остается неизменным — муниципа­литетам необходимо помочь в этом вопросе, предоставив организационное, ма­териальное или правовое обеспечение. В противном случае составы представи­тельных органов муниципальных образований так и будут оставаться неполными вплоть до новых выборов, отсутствие кворума станет постоянной проблемой, а страдать от этого будут избиратели, лишившиеся своего представителя в мест­ном парламенте.

по материалам журнала «Пратика муниципального управления»

П.В. Гулидов, юрист, депутат Думы Чернигов­ского района Приморского края

Муниципальное право России

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования

В соответствии с ч. 1 ст. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. (Это, например, глава муниципального образования).

Член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. (Это, например, член контрольного органа муниципального образования в случае, если он формируется путем выборов).

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок их полномочий закрепляется уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет. Например. срок полномочий депутата Ставропольской городской Думы и главы г. Ставрополя — 5 лет. При этом депутатом Ставропольской городской Думы может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигший возраста 18 лет. Срок полномочий руководителя муниципального образования и депутатов муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники в г. Москве — 4 года.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

В Уставе г. Ставрополя конкретизируется, что на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной настоящим Уставом численности депутатов Ставропольской городской Думы, включая председателя Ставропольской городской Думы и его заместителя (заместителей). Также, например, депутаты муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники в г. Москве осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности, за исключением руководителя муниципального образования.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Читайте так же:  С какого возраста можно получить внж

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе:

  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в их отношении иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий, кроме случаев, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

  • смерти;
  • отставки по собственному желанию;
  • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • вступления в его отношении в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
  • прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ. в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • отзыва избирателями;
  • досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; 9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

Читайте также:

  1. B. обострением бронхиальной астмы и развитием астматического статуса
  2. O Они принимаются только теми органами правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена налоговым кодексом
  3. Q]3:1: В какой из указанных стран местное управление осуществляется на основе сочетания государственного управления на местах и местного самоуправления?
  4. Q]3:1: Какое из названных полномочий не входит в компетенцию местного представительного органа г. Алматы?
  5. V. Оптимизация осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
  6. XIX. Любое невежливое поведение члена официальной делегации может привести к дисквалификации участника соревнований, всей команды или делегации с турнира.
  7. Административная и уголовная ответственность за недопущение, ограничение, устранение конкуренции органами публичной администрации и их должностными лицами.
  8. Административно — правовой статус субъектов административных правоотношений.
  9. Административно-правовой статус государственного служащего.
  10. Административно-правовой статус государственных служащих. Ограничения, установленные законом для государственных служащих.
  11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  12. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

Избирательная комиссия муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная
палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполне­нием местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распо­ряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муни­ципальных выборах или представительным органом муниципального образова­ния в соответствии с уставом муниципального образования.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муници­пального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного само­
управления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образо­вания по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подго­товку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосова­ния по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, вы­
борного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципаль­ного образования.

Избирательная комиссия муниципального образования является муници­пальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправле­ния. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муни­ципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному
должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для бес­препятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправ­ления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления
начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборно­го органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начи­наются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправле­ния применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправ­ления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществ­лять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Феде­ральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года и уставом муниципального образования.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на рвп по браку для украинцев

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществ­ляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от ус­тановленной численности представительного органа муниципального образова­ния, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправле­ния устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с фе­деральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть
депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные долж­ности Российской Федерации, государственные должности субъектов Россий­ской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и му­ниципальные должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депу­тата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образо­вания или выборного должностного лица местного самоуправления иного муни­ципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член
выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо мест­ного самоуправления не вправе:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не
предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном му­ниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и зако­нами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управле­нии этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением препода­вательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподаватель­ская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исклю­чительно за счет средств иностранных государств, международных и иностран­ных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законо­дательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдатель­ных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структур­ных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправ­ления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении опера­тивно-разыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных орга­нов, местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправ­ления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, лич­ных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное
должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголов­ной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депу­тата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномо­чий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом ме­стного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным зако­ном.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправле­ния, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место житель­ства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения граж­данства иностранного государства — участника международного договора Рос­сийской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание граж­данина Российской Федерации на территории иностранного государства, не яв­ляющегося участником международного договора Российской Федерации, в со­ответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного са­моуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местно­го самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтер­нативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 225 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и правовой статус депутата представительного органа муниципального образования. Гарантии депутатской деятельности

Понятие и правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) записано, что депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Исходя из этого депутатами надо считать как лиц, избранных населением (избирателями) соответствующего муниципального образования в представительный орган на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, так и лиц, ставших членами представительного органа муниципального района, сформированного из глав муниципальных образований поселений и делегированных в этот орган депутатов представительных органов поселений.

Положение Закона можно считать спорным в отношении второй категории лиц.

Сейчас в науке конституционного и муниципального права распространено толкование, по которому депутатом считается только лицо, избранное непосредственно населением. Кстати, на других уровнях представительных органов власти такой подход находит и нормативно-правовое отражение: например, лица, избранные в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, именуются депутатами Государственной Думы, а лица, направленные в Совет Федерации законодательными собраниями и главами исполнительной власти субъектов РФ, — членами Совета Федерации.

Статус депутата представительного органа муниципального образования является единым независимо от способа получения мандата.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (статья 40 Закона).

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Читайте так же:  Сколько стран и какие входят в евросоюз

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью;
  2. состоять членом управления коммерческой организации, если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  3. заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  4. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Гарантии депутатской деятельности

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

2.3 Статус депутата представительного органа муниципального образования

В Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2)записано, что депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Статус депутата представительного органа муниципального образования является единым независимо от способа получения мандата.

[2]

Федеральный закон 2003 г. (ст. 40)содержит подробную характеристику статуса депутата. Срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования начинается со дня избрания, заканчивается в день начала работы представительного органа нового созыва и не может быть менее двух и более пяти лет.

Основная масса муниципальных депутатов работает на непостоянной основе. На постоянной (можно также сказать — «штатной») основе может работать не более 10% от общего числа депутатов. Сколько именно и кто конкретно — определяется решением представительного органа на срок его полномочий. Каждый депутат вправе заявить о своем желании работать на постоянной основе. Если число желающих превышает число вакантных мест, представительный орган тайным или открытым голосованием определяет, кто проходит, — по принципу получения большего числа голосов депутатов. Но чаще всего на постоянной основе работают председатель представительного органа, его заместитель (заместители) и председатели постоянных комиссий. Перешедшие на постоянную работу в представительный орган депутаты подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, получают вознаграждение (заработную плату), иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе; время выполнения обязанностей на постоянной основе включается в непрерывный трудовой стаж.

По направлениям труд депутата подразделяется на деятельность в представительном органе и с избирателями. Депутат обязан проводить прием населения, изучать общественное мнение, информировать избирателей о работе своей лично и представительного органа.

В рамках деятельности представительного органа и его подразделений депутат обладает правом решающего голоса по всем вопросам, входящим в их компетенцию. Он может избирать и быть избранным в структурные подразделения представительного органа, высказывать мнение по их персональному составу, а также по кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых представительным органом, предлагать вопросы в повестку дня и высказывать по ней замечания, вносить проекты решений и т.п.

Для депутатов, перешедших в представительный орган для работы на постоянной основе, Закон ввел ряд ограничений. Депутат не вправе (ч. 7 ст. 40):

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Читайте так же:  Консультация в сбербанке по перекредитованию

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Депутаты представительных органов муниципальных образований, как и иные депутаты в нашей стране, обладают депутатским иммунитетом.

В той части, в которой это касается личной депутатской неприкосновенности, соответствующие гарантии содержит федеральное законодательство — и это понятно, поскольку меры уголовно-процессуального, а в значительной степени и административно-процессуального характера содержатся в актах федерального уровня. Федеральный закон 2003 г. гласит (ч. 8 ст. 40), что гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении перечисленных лиц, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Законодательство обеспечивает депутату также гарантии свободного и независимого поведения при осуществлении своих полномочий. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда названными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Федеральный закон2003 г. закрепляет достаточно обширный перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата. Это:

2) отставка по собственному желанию;

3) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;

5) вступление в отношении депутата в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыв избирателями;

9) досрочное прекращение полномочий представительного органа;

10) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

[3]

11) в иных случаях, установленных данным Федеральным законом.

В законодательстве субъектов РФ, в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов муниципальных образований можно регулировать — в развитие федерального законодательства — вопросы статуса депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом можно устанавливать и дополнительные гарантии деятельности депутатов, например на получение документов и информации, необходимой для выполнения депутатских обязанностей, служебного помещения, использование техники и т.д.

Для эффективного исполнения депутатских полномочий законодательство закрепляет также ряд организационных, экономических, социальных, трудовых, информационных и других гарантий.

Организационные гарантии включают обеспечение депутата необходимыми условиями его деятельности. Для этого депутату предоставляется помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и т.п.

Для оказания организационного, информационного, правового и тому подобного содействия в отдельных муниципальных образованиях предусмотрены должности помощников депутатов. Они могут сотрудничать с депутатом как на общественной, так и на оплачиваемой основе. Оплачиваемый помощник депутата зачисляется по срочному трудовому договору в штат аппарата представительного органа и может быть освобожден от работы решением представительного органа по представлению депутата. В обязанности помощника депутата входят работа с корреспонденцией на имя депутата, подготовка информационных справок, предварительный прием населения, посещение учреждений, выполнение поручений депутата в пределах его полномочий.

Экономические гарантии депутатской деятельности предполагают компенсацию понесенных в связи с осуществлением депутатских полномочий материальных и финансовых затрат. Для депутата, выполняющего свои депутатские обязанности на непостоянной основе, по основному месту работы могут быть установлены неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Поскольку в этом случае имеет место сокращение его дохода, депутату за счет местного бюджета выплачивается компенсация потери.

Социальные гарантии депутата состоят в том, что во многих муниципальных образованиях предусмотрено страхование его жизни и здоровья за счет местного бюджета. Исходя из возможностей бюджета в случае утраты трудоспособности, если в связи с выполнением депутатских полномочий предусматриваются доплаты к пенсии, а в случае смерти депутата в той же ситуации его иждивенцам выплачивается компенсация в виде доплат к пенсии, назначенной по случаю потери кормильца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Трудовые гарантии включают в себя невозможность увольнения депутата, перевода без его согласия на другую должность или работу. Депутату, работающему на постоянной основе в представительном органе муниципального образования, сохраняются общий и специальный рабочий стаж, срок присвоения звания для военнослужащих. По окончании депутатских полномочий и возвращении депутата в организацию, где он работал до избрания, работодатель обязан предоставить ему прежнее место работы или равноценную должность. 14 .

Источники


  1. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.

  3. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.
Статус депутата совета местного самоуправления при роведении орм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here