Разница правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства

Самые важные аспекты в статье: "Разница правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Режимы правового статуса иностранцев в России. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (имущественные, семейные, трудовые и иные права)

В данном вопросе раскрываются и режимы статуса лиц без гражданства, так как он не имеет отличий от статуса иностранного гражданина.

Можно выделить два возможных режима статуса иностранных граждан и апатридов — национальный и ограниченный национальный.

Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. То есть по общему правилу иностранным гражданам и апатридам предоставляется национальный режим.

В нормативных актах также используются и закрепляются следующие понятия:

  • законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ. Названные федеральные законы определяют и особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а под лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В силу ч. 1 ст. 2 названного Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, подразделяются на три вида:

  • временно пребывающие в Российской Федерации — это лица, прибывшие в Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающие в Российской Федерации — это лица, получившие разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации — это лица, получившие вид на жительство.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности в том числе и в административно-публичной сфере наравне с гражданами страны, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, установленные названным Федеральным законом, а также иными федеральными законами сводятся главным образом к следующему.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства в отличие от граждан Российской Федерации не вправе осуществлять некоторые права в административно-публичной сфере. В частности, они не имеют права:

  • избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ;
  • поступать на государственную службу, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ;
  • быть членами и участвовать в деятельности политических партий;
  • быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • поступать на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранные граждане не могут быть призваны также на военную службу или на альтернативную гражданскую службу.

3. Действующим российским законодательством установлены специальные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-публичной сфере, а также предусматривается возможность освобождения указанных лиц от исполнения некоторых административных обязанностей, возлагаемых на граждан России.

В частности, иностранные граждане и лица без гражданства несут следующие специальные обязанности в административно-публичной сфере:

  • обязанность зарегистрироваться в территориальном органе Федеральной миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию, а также ежегодно перерегистрироваться в указанном органе (для лиц постоянно или временно проживающих);
  • обязанность выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы, а также в случаях сокращения срока его проживания или временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство;
  • обязанность соблюдать установленные федеральным законом ограничения прав и свобод на территории Российской Федерации.

4. В случае нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных российским законодательством для этой категории лиц правил пребывания и проживания на территории России к ним могут быть применены специальные меры административного принуждения. К числу таких мер относятся, в частности, депортация и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Депортация — это принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Депортация применяется органами внутренних дел к иностранным гражданам и лицам без гражданства в случае неисполнения ими обязанности выехать из Российской Федерации в случаях, предусмотренных Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Читайте так же:  Заявление в полицию по факту мошенничества банковской картыобразец

Административное выдворение является административным наказанием, применяемым за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (нарушение режима пребывания в Российской Федерации, нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу, нарушение иммиграционных правил и т.п.). По сути это есть принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы России. В случаях, предусмотренных российским законодательством, административное выдворение может осуществляться посредством контролируемого само-стоятельного выезда лица из России.

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации

Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

По мере углубления международного сотрудничества с другими странами приток иностранных граждан в Россию значительно увеличился. Наряду с этим прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое количество русских и других русскоязычных людей — граждан бывшего СССР оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, бывших в прошлом союзными республиками.

В этих государствах далеко не всегда им обеспечиваются, прежде всего, по языковым и национальным признакам условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России также привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри России.

Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

В последние годы число приезжающих в Россию иностранных граждан возрастает. Они приезжают для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, на учебу и в туристические поездки. В России постоянно или временно проживает также определенное количество лиц, не принадлежащих к гражданству Российской Федерации и не имеющих гражданства какого-либо государства (лица без гражданства). В отношении этих двух категорий лиц часто применяется собирательное понятие “иностранец”.

В части третьей статьи 62 Конституции РФ закреплен принцип национального режима. Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется Российским гражданам. В силу этого принципа иностранные граждане ставятся в равное с точки зрения права положение с российскими гражданами. Они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане, за некоторыми изъятиями, которые прямо предусмотрены в федеральном законе или в международном договоре.

При определении правового положения иностранцев Конституция РФ исходит из принципа равенства всех рас и национальностей (часть вторая статьи 19).

Часть третья статьи 19, предусматривает, что мужчины и женщины имеют в России равные права и свободы. Этот принцип полностью распространяется и на иностранцев.

Женщине — иностранке предоставляются равные права с мужчиной — иностранцем. Поэтому в России не могут быть признаны всякого рода ограничения прав замужних женщин. Нормы законодательства Греции, Нидерландов, Бельгии, Бразилии и ряда других государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их нахождения в России. Жена без согласия мужа может поступить на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться в суд и т.п. Безоговорочное признание принципа равноправия женщины и мужчины приводит к тому, что в России не могут быть осуществлены вообще юридические действия, основанные на неравноправном положении женщин.

Правовой основой въезда, пребывания и выезда из России иностранных граждан являются федеральные законы и подзаконные акты. К таким правовым актам относятся: Федеральные законы от 25 июля 2002 г. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996 г. (с изм. на 10 января 2003 г.) многие и другие.

Понятие «иностранный гражданин» включает в себя два признака. Во-первых, это лицо постоянно или временно проживает в России, но не является ее гражданином. Во-вторых, это лицо состоит в гражданстве (подданстве) другого государства, что подтверждается наличием у этого лица национального паспорта.

Статья 2 Федерального Закона РФ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации:

1) дает ряд основных понятий необходимых для определения правового статуса этих лиц

· иностранный гражданин— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

· лицо без гражданства— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

· приглашение на въезд в Российскую Федерацию— документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

· миграционная карта— документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

· разрешение на временное проживание— подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

· вид на жительство— документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

· законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

Читайте так же:  Как проверить штрафы несколько автомашин

· временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

· временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, получившее разрешение на временное проживание;

· постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, получившее вид на жительство;

· трудовая деятельность иностранного гражданина— работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

· иностранный работник— иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

· иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя,— иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

· разрешение на работу— документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

· депортация— принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

2) Определяет, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Федеральный закон исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан.Иностранные граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. В отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод наших граждан, правительством могут быть установлены ответные ограничения. Использование иностранными гражданами прав и свобод в нашей стране не должно наносить ущерб интересам отечественных граждан и других лиц.

Законодательство предусматривает разделение всех иностранных граждан на две категории:постоянно проживающих и временнонаходящихся в нашей стране.Отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от степени устойчивости правовой связи иностранца с Российским государством, цели и характера нахождения его на территории страны. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране определяет существенным образом его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жильем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, полностью приравниваются к отечественным гражданам. Статус таких лиц отличается, следовательно, от статуса иностранцев, временно приезжающих в нашу страну.

Иностранные граждане имеют в России такую же возможность судебной защиты своих прав, как и отечественные граждане.Они могут обращаться с исками в суды, а иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, — в арбитражные суды РФ в соответствии сАрбитражным законодательством РФ).

Правовое положение иностранных граждан в РФ определяется также и другими законодательными актами. Так, иностранцы могут вступать в брак на территории РФ.Условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака(Семейный кодекс РФ). Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство РФ, к условиям заключения брака применяется законодательство РФ.

В случае если ограничения прав и свобод в каком-то иностранном государстве будут иметь дискриминационный характер в отношении российских граждан, то в России могут быть установлены ответные ограничения.

Часть третья статьи 62Конституции предусматривает возможность установления отдельных изъятий в отношения предоставления иностранцам равных прав с российскими гражданами. Такие изъятия могут быть установлены только федеральным законом или международным договором России. Законодательство субъектов Федерации не может вводить какие-либо ограничения в отношении прав иностранцев. Имеющиеся в действующем законодательстве изъятия немногочисленны. Укажем на некоторые.

Иностранцы не имеют избирательных прав. Право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдумах (кроме органов местного самоуправления), иметь доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия (предоставлено только гражданам России ст. 32 Конституции). Иностранцы не несут воинской обязанности. Данная обязанность установлена для граждан России.

Могут быть установлены ограничения в отношении передвижения иностранцев по стране, занятия определенными профессиями или в отношении осуществления определенных видов деятельности. Так, иностранцы не могут занимать должности судьи, прокурора, нотариуса и некоторые другие государственные должности. Эти ограничения предусмотрены соответствующими федеральными законами.

Для РФ, продолжающей перестройку своей экономической системы, заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, создания совместных предприятий с участием иностранных граждан, важное значение приобретают проблемы регулирования трудовых отношений.В связи с этим вопросы найма и увольнения, формы и размеры оплаты труда и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Иные условия регулирования трудовых отношений могут устанавливаться и учредительными документами, определяющими деятельность совместных предприятий.

Правовое положение специальных групп иностранных граждан, таких, как дипломатические и консульские представители, члены экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и др. регулируется нормами российского законодательств с учетом обязательств по международным договорам.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 412 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Основные права, обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

В нынешнее время появилась тенденция среди многих мировых государств, согласно которой миграционная политика была смягчена. Россия не является исключением – у нас тоже произошли определенные изменения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Вследствие этих изменений, появилась у некоторых людей необходимость в получении статуса иностранного гражданина, либо лица без гражданства. Обычно это касается случаев, когда имеет место быть утрата гражданства. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Читайте так же:  Выплаты переселенцам через какое время после принятия решения

Что это такое

Иностранный гражданин является человеком, который не является подданным Российской Федерации. Репатриант обязательно должен иметь документ, удостоверяющий наличие у него подданства другого государства.

К таким документам относятся либо паспорт, удостоверяющий, что лицо является подданным другого государства, либо любой другой документ, который является официально заверенным на основе свода законов государства, который отражает персональные данные иностранца и его подданство другому государству.

Согласно конституции Российской Федерации переселенец из другой страны, проживающий на территории государства, имеет точной такой же набор прав и обязанностей, как и гражданин РФ.

Некоторые исключения прописаны в своде законов и сводятся к приравниванию прав и обязанностей беженцев.

Что об этом говорит закон

Опираясь на ст. 62 КР можно сказать, что репатрианты несут обязанности и имеют определенное количество прав наравне с местным населением. Существую некоторые исключения, которые регулируются законами общего значения и договоренностям Российской Федерации с заинтересованными государствами.

Также эта статься регулирует правовой статус иностранных граждан на территории РФ.

Данный статус регулируется законом общегосударственного значения No115, в котором прописаны положения правового статуса репатриантов, находящихся на территории Российской Федерации.

Вопросы эмигранта, приезжающего в Россию по причине прохождения военной обязанности по контракту прописаны в указе Минобороны No 101.

Согласно своду законов репатриант имеет полную свободу на передвижение по территории страны, не учитывая тех моментов, где в законах федерального значения прописаны исключения беспрепятственного посещения некоторых организаций, территорий.

Для пропуска на такие объекты требуется официально, письменное разрешение, которое выдается не во всех случаях.

Также эмигранты могут абсолютно свободно и осознанно выбирать род трудовой деятельности, получения образования. Важно только то, чтобы это не противоречило действующему своду законов Российской Федерации.

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Беженцы могут находиться на территории России только в нескольких случаях:

[3]

  1. На основе временного проживания. В этом случае которого эмигрант это лицо, которое может прибыть на территорию Российской Федерации только при наличии визы или в тех случаях, когда наличие визы не требуется;
  2. На основе временного проживания, когда иностранец приглашен на работу без какого-либо специального разрешения;
  3. На основе постоянного проживания, когда эмигрант имеет виды на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Стоит пояснить, что же такое вид на жительство. Это своего рода официальная бумага, которая непосредственным образом является разрешением на беспрепятственный выезд и въезд репатрианта.

Эмиграция в Канаду из России, список профессий в 2019 году. Подробнее по ссылке.

Правовое положение иностранцев

В результате общей мировой глобализации во всех странах постоянно растет количество переселенцев. Российская Федерация здесь не исключение. Для регулирования различных ситуаций с участием эмигрантов определено их правовое положение.

Как отмечалось ранее, главным правовым положением является равное положение перед законом местного население и иностранных граждан. Точно такая же ситуация и с набором прав.

Иностранными гражданами в РФ считаются лица, у которых нет российского гражданства и одновременно с этим имеют подданство другой страна, подтвержденное официальными документами.

Эмигранты, находясь на территории России, имеют целый набор различных прав: социально-культурные и экономические свободы.

Иностранцы, которые постоянно находятся на территории РФ и имеют вид на жительство, полноценно могут участвовать в выборах на местном уровне и быть избранными. Но на государственном уровне они лишены этой возможности.

Видео: Экспертный совет по правам человека Чисто теоретически, апатрид может беспрепятственно проживать на территории Российской Федерации, работать, учиться. Но это все только в теории, на самом деле у данного лица возникнет огромное количество проблем.

В упрощенном варианте гражданство РФ апатрид может получить при условии знания русского языка. Еще легче оформить гражданство будет предоставив документ об окончании школы, ВУЗа, находящегося на территории России или СССР.

Если данные пункты не выполняются, то потребуется большее количество времени. Необходимо будет предоставить свидетельство о рождении, документы, удостоверяющие личность родителей, если их личное присутствие невозможно.

Большим преимуществом будет наличие документа, подтверждающего вид на жительство данного лица. Также необходимо будет оплатить госпошлины.

В виде официального документа, который удостоверяет персональные данные гражданина, могут являться:

  1. Бумага, удостоверяющая вид на жительство данного лица;
  2. Документ, удостоверяющий разрешение на временное проживание в одном из регионов России;
  3. Официальная бумага, выданная лицу в предыдущей стране его проживания;
  4. Любой другой документ, официально признанный в России.

Установление личности

В самом начале пути получения гражданства апатриду необходимо подтверждение своей личности. Для этого лицу без гражданства необходимо обратиться в местное отделение УФМС.

Там лицу необходимо представить все имеющиеся у него документы, подтверждающие его личность. Это могут быть любые бумаги, отражающие персональные данные лица: военный билет, водительское удостоверение, студенческий билет, недействительный паспорт и т.п.

Кроме тех бумаг, которые перечислены выше, в обязательном порядке апатридом должны быть представлены следующие документы:

  1. Документ, свидетельствующий о рождении лица;
  2. Паспорта или другие официальные документы родителей апатрида;
  3. Архивные справки, документы о регистрации;
  4. Бумага, подтверждающая оплату госпошлины.

Гражданство

Обрести российское гражданство апатриду сравнительно легче, чем иностранному гражданину. Это обеспечивается тем, что первому не нужно отказываться от предыдущего гражданства.

Также и срок получения гражданства для апатрида может быть уменьшен до полугода, но только в случае знания русского языка. Наравне со знанием языка ценится тот факт, что апатрид был рожден на территории России или СССР, или он находится в браке с представителем местного население сроком более 2,5 лет.

Стоит отметить, что ребенок, который родился от апатрида на территории Российской Федерации, сразу же становится гражданином России. Получить гражданство можно получить и без въезда в страну, но только в случае если лицо после развала СССР не получил гражданства ни одной из республик.

Права и обязанности

Абсолютно у всех апатридов есть свод прав и обязанностей, которые ему необходимо соблюдать. Он обязан подчиняться законом Российской Федерации, при нарушении которых будет нести полную ответственность. Наряду с этим апатрид может пользоваться всеми правами и свободами, которые существуют на территории России.

Апатриды не могут быть дискриминированы по расовым или религиозным убеждениям. Данные лица пользуются полной свободой перемещения по стране, они свободны в выборе профессиональной и учебной деятельности.

Но с другой стороны, апатрид должен понимать, что за незаконные деяния придется нести ответственность.

В случае, если срок его пребывания в стране закончился, он должен заблаговременно покинуть пределы Российской Федерации, в противном случае на него будут наложены санкции и административный штраф.

Как переехать в США на ПМЖ из России? Узнайте далее.

Читайте так же:  Закончилась медицинская справка водителя нужно ли делать новую

Эмиграция в Канаду из России, о списке профессий. Подробнее по ссылке.

В независимости от того, репатриант или апатрид легально находится на территории Российской Федерации, он обладает равным набором прав и свобод наряду с местным населением. Но и за нарушение местных законов, норм, будет понесена полная ответственность. Поэтому перед приездом в другое государство, необходимо подробно ознакомиться с законами страны.a

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранцев и правовое положение апат­ридов различается очень незначительно, при первом приближе­нии к исследованию данного вопроса существующими различия­ми можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан РФ, Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные гражда­не и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным зако­ном или международным договором Российской Федерации». Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и апатридов является федеральный закон, а основ­ной сферой, где они устанавливаются, является сфера отноше­ний граждан с исполнительной властью. Иными словами, наиболь­шее число особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в федеральных законах.

Все особенности административно-правового статуса иностран­ных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, подразделить на общие, группо­вые и индивидуальные.

Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:

1) они не могут быть государственными служащими, занимать ^которые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;

2) они не допускаются к деятельности, связанной с государ­ственной тайной;

3) на них не распространяется воинская обязанность;

4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать толь­ко иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может при­меняться такое административное взыскание, как выдворение);

5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исклю­чением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может быть не выда­но исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

6) они проживают и осуществляют свою деятельность на осно­вании специальных документов (видов на жительство, загранич­ных паспортов и др.);

7) для них могут быть установлены ограничения в передвиже­нии и выборе места жительства, когда это необходимо для обес­печения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан.

8) по территории, открытой для иностранцев, они могут сво­бодно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;

9) иностранные граждане могут приобретать гражданское ору­жие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств пред­ставительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения. Нарушение сроков вывоза оружия влечет его кон­фискацию;

10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется Законами РФ «О гражданстве Рос­сийской Федерации» от 28 ноября 1991 г., «О беженцах» от 19 фев­раля 1993 г., Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., утвержденными Кабинетом Министров СССР 26 апреля 1991 г. «Правилами пребывания инос­транных граждан в СССР», и рядом других российских и союз­ных актов. Некоторые субъекты Федерации тоже издали зако­ны, влияющие на административно-правовой статус иностранцев (регулирующие вопросы их регистрации, передвижения, прожи­вания). Так, Свердловская областная Дума 29 ноября 1994 г. при­няла областной Закон «О порядке регистрации иностранных граж­дан на территории Свердловской области».

Групповые особенности административно-правового положе­ния иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т. д.

По времени пребывания на территории России всех иностран­ных граждан и лиц без гражданства можно поделить на: — постоянно проживающих; — временно пребывающих;

— проезжающих через территорию РФ транзитом. Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в РФ, непосредственно в ОВД.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно про­живающего иностранца или лица без гражданства, — вид на жи­тельство. Он выдается ОВД негражданам РФ, достигшим 16-лет­него возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия их заграничных паспортов, а лицам без гражданства — бессроч­но. Если иностранец в течение года со дня окончания срока дей­ствия своего заграничного паспорта не предъявит новых или под­линных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.

Читайте так же:  Заявление на развод образец через суд

Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамед­лительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при его отсутствии — в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ему обеспе­чивается проезд и провоз багажа к месту временного поселения, проживание и пользование коммунальными услугами. Оно впра­ве получать питание, медицинскую помощь, денежное пособие.

Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответ­ствующего образца.

Статья 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в граждан­ство РФ. По общему правилу условием приема является срок проживания: всего пять лет или три года непрерывно непосред­ственно перед подачей ходатайства. Для лиц, признанных бе­женцами, указанные сроки сокращаются вдвое. Названные сро­ки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином СССР, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с иными, названными в законе, обстоятельствами.

Временно прибывшие в РФ лица, не являющиеся гражданами России, проживают по своим заграничным паспортам. По прибы­тии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию. От регистрации освобож­дены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипа­жей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в законе. Одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие — в гостиницах, третьи — в принимающих организациях, а четвертые — в ОВД. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания граждан.

Особый срок регистрации устанавливается в соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Фе­дерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Пре­зидента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. На основа­нии разрешения о привлечении иностранных рабочих срок регистрации определяется до одного года, а в отдельных случаях допускается его продление еще до одного года.

В соответствии с указанным Положением иностранный граж­данин (кроме постоянно проживающего, признанного беженцем, получившего убежище), въехавший в Россию с целью осущест­вления профессиональной деятельности, может работать по най­му только при наличии подтверждения на право трудовой дея­тельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения.

Выдача подтверждений на право трудовой деятельности инос­транным гражданам, осуществляющим работу по найму у рабо­тодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, производится терри­ториальными органами Федеральной миграционной службы Рос­сии по представленному работодателем ходатайству, при нали­чии согласия иностранного гражданина.

Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифи­цированных специалистов осуществляется без оформления раз­решения в случаях найма работодателями для работы на пред­приятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений.

[2]

Таким образом, установлен следующий порядок принятия инос­транных граждан, временно находящихся в РФ, на работу:

— работодатель должен обратиться в миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного числа иностранных граждан;

[1]

— на основании полученной квоты работодатель просит миг­рационную службу выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по найму;

— после получения подтверждения работодатель вправе при­нять конкретного иностранца на работу.

Личные и служебные автотранспортные средства иностран­ных граждан, прибывших в РФ на срок до 6 месяцев, ставятся на учет в таможенных органах, а ввозимые на срок более 6 месяцев — регистрируются в ГАИ.

Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, является обязанность выехать из России по ис­течении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если: 1) отпали основания для дальней­шего пребывания иностранного гражданина в РФ; 2) он наруша­ет законодательство о правовом положении иностранных граж­дан и апатридов.

В настоящее время еще действуют Правила транзитного про­езда иностранных граждан через территорию СССР, утвержден­ные Советом Министров СССР 10 мая 1984 г. В соответствии с ними транзитный проезд через Россию воздушным, железнодо­рожным и морским транспортом лиц, не являющихся ее гражда­нами, разрешается при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное государство и соответствующих проездных документов. Транзитный проезд на легковых автомобилях, а также осуществление международных транзитных автоперево­зок производятся на основе межгосударственных соглашений при наличии документов, дающих право на въезд в сопредельное го­сударство. Транзитные визы выдаются, как правило, без права остановки. Безвизовый транзит разрешается при наличии меж­правительственных соглашений в беспересадочных полетах че­рез территорию РФ.

В пограничный пункт выезда иностранные граждане и апат­риды следуют по установленным маршрутам с остановками в пунктах, названных в транзитных визах. Автомобильный тран­зит осуществляется по дорогам, открытым для международного сообщения. Желающие изменить маршрут следования обязаны получить на это разрешение ОВД. Там же следует получить раз­решение на пребывание в РФ, если гражданин сделал вынуж­денную остановку на срок более суток. За разрешением в пос­леднем случае нужно обратиться в течение последующих суток с момента остановки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.

  2. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

  3. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
Разница правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here