Проверка приставами бухгалтерии должника

Самые важные аспекты в статье: "Проверка приставами бухгалтерии должника". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Судебные приставы могут проверить бухгалтерию организации

Судебные приставы вправе проводить проверки организации на предмет правильности удержания и перечисления средств по исполнительным документам работающих в ней должников. Соответствующие полномочия предусмотрены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Проверка проводится по заявлению (жалобе) взыскателя или собственной инициативе пристава. Это возможно, если, например, компания не предоставит информацию по требованию судебного пристава-исполнителя.

Проверка осуществляется следующим образом:

1. Пристав приезжает в компанию, истребует необходимые документы либо направляет требование о предоставлении документов.

2. Пристав проверяет правильность удержания выплат со всех доходов работника-должника, на которые может быть наложено взыскание.

[3]

3. По результатам проверки составляется акт проверки правильности удержания и перечисления денежных средств организацией.

4. Если пристав обнаружит нарушение, то будет оформлен протокол. Штраф в этом случае налагается:

  • на должностных лиц — от 15 до 20 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.

Если нарушение признают злостным, то возможна уголовная ответственность по ст. 315 УК РФ, которой предусмотрено наказание от штрафа до 200 тыс. рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Заявление о проверке бухгалтерии предприятия, где работает должник

Одной из главных задач судебного пристава является осуществление контроля по исполнению производства. По заявлению взыскателя проводится проверка бухгалтерии в части:

  • Правильности начисления обязательств с учетом установленного размера;
  • Соответствия сроков перечисления средств, удержанных из дохода должника;
  • Соблюдения очередности принудительных требований, если взыскания проводятся по нескольким производствам;
  • Определения видов доходов, на которые обращено взыскание.

Заявление (жалоба) может подаваться на выбор в ФССП по месту открытия исполнительного производства или же по месту нахождения работодателя, где должник числится в штате сотрудников и непосредственно проводится взыскание по решению суда.

Проверка бухгалтерии происходит в установленном законодательном порядке путем самостоятельного выезда в государственное (частное) учреждение или же документы будут вытребованы в структурное подразделение ответственной службы по выписанному постановлению.

По итогам проверки (оформляется актом) судебный пристав принимает процессуальное решение по определению мер реагирования, если были выявлены ошибки или несоответствия в рамках действующего законодательства. В отношении виновного лица составляется протокол об административном правонарушении с наложением штрафа.

Памятка для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий

Уважаемый РУКОВОДИТЕЛЬ (ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР)!

В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных уполномоченных органов (например, постановление о наложении административного штрафа, постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.).

Хранение исполнительных документов

Исполнительные документы относятся к бланкам строгой отчетности. Исполнительные листы и соглашения о выплате алиментов при направлении в организацию передаются бухгалтеру, назначенному приказом руководителя ответственным за их хранение, под роспись. Бухгалтер в обязательном порядке регистрирует полученные документы в специальном журнале, который ведется в произвольной форме. Хранить исполнительные документы необходимо в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить сохранность этих документов.

Размер удержания задолженности

Расчет задолженности, подлежащей удержанию из заработной платы должника и перечислению в счет погашения задолженности, производится после удержания (уплаты) из начисленной заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Максимальный размер удержания денежных средств из заработной платы должника составляет:

— не более 70% (при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением);

— не более 50% (при взыскании иных категорий).

В случае, когда в организацию поступило несколько исполнительных документов для удержания суммы задолженности, требования о взыскании алиментов наряду с иными требованиями в соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются требованиями первой очереди (приложение № 1).

Если удержанная денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований всех исполнительных документов одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю.

Если размер алиментов установлен судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, администрация организации должна производить индексацию алиментов пропорционально увеличению законом минимального размера оплаты труда (ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии со ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», работодатель обязан издать приказ (распоряжение) об указанной индексации (сведения о размере минимального размера оплаты труда, периоды, в которых они установлены, прилагаются. Приложение № 2).

Порядок перечисления денежных средств

Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать задолженность на основании исполнительного документа, обязана ежемесячно удерживать денежные средства из его заработной платы и (или) иных доходов и уплачивать или переводить их за счет этого же лица взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода.

При этом ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также обязывает бухгалтера в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы выплатить или перевести удержанные денежные средства взыскателю почтовым переводом или зачислением на лицевой счет, открытый в банке. При перечислении алиментов по почте на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе «Для письмен­ного сообщения» указывается месяц, за который взысканы алименты. Если имеется задолженность по уплате алиментов, она также отражается в талоне.

Информация, содержащая реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, содержится в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и (или) иного дохода должника.

Читайте так же:  В течение какого времени можно вернуть автомобиль прежнему хозяину

Порядок применения реквизитов взыскателя для перечисления удержанных денежных средств указывается в постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника.

Оплата перевода взысканных сумм по почте производится за счет должника.

О произведенных удержаниях и перечислении денежных средств взыскателю работодатель обязан ежемесячно представлять информацию судебному приставу – исполнителю в порядке, указанном в постановлении об обращении взыскания на заработную плату.

Перечень доходов, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841.

Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») (перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание прилагается. Приложение № 3).

Порядок завершения удержания денежных средств

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу – исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации). В исполнительный документ вносятся данные о суммах произведенных удержаний, а также оставшейся задолженности, после этого документ заверяется печатью учреждения. В течение трех дней с момента увольнения должника постановление судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника вместе с копией исполнительного документа должны быть направлены заказным письмом или нарочным в службу судебных приставов.

Если работодатель не выполнит обязанность по сообщению информации об увольнении работника, в том числе плательщика алиментов, то в силу ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как в отношении лиц, ответственных за предоставление такой информации, так и в отношении организации – работодателя судебный пристав – исполнитель принимает решение о вынесении постановления о наложении административного штрафа в размере, определенном нормами КоАП РФ.

В соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса РФ за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118 –ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав – исполнитель имеет право проводить проверку исполнения исполнительных документов у организаций – работодателей на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов.

Порядок проверки исполнения исполнительных документов судебного пристава – исполнителя

В соответствии с пп. 3 и 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе:

— проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

— проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация – работодатель или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обязаны представить судебному приставу – исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

В ходе проверки бухгалтерии работодателя должника судебный пристав -исполнитель копирует все необходимые документы, в том числе, подтверждающие погашение долга по всем исполнительным производствам, по которым осуществляется проверка бухгалтерии работодателя должника. При необходимости отбирает объяснения у соответствующих должностных лиц проверяемого работодателя.

В случае выявления в ходе проверки бухгалтерии работодателя должника нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав -исполнитель, осуществляющий проверку в ходе проверки, либо по прибытию в структурное подразделение:

– принимает решение о привлечении виновных лиц к ответственности;

– принимает решение о направлении обращения в Государственную инспекцию труда Ивановской области (г.Иваново, пр.Строителей,д.21) (в случае выявления фактов выплаты заработной платы ниже минимального размера заработной платы) либо Управление ФНС России по Ивановской области (г.Иваново, ул.Почтовая, 24) (в случае выявления выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого размера заработной платы).Указанное обращение направляется в течение 3 календарных дней после дня проведения проверки бухгалтерии работодателя должника.

Примерный перечень действий (бездействий), влекущий за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ (прилагается приложение № 4)

Дополнительную информацию по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий, Вы можете узнать в структурном подразделении Управления ФССП России по Ивановской области, телефоны структурных подразделений размещены на Интернет-сайте Управления: http://www.r37.fssprus.ru.

Время создания/изменения документа: 15 марта 2013 10:03 / 15 марта 2013 10:09

Проверка исполнительного производства Федеральной службой судебных приставов (Валова С.)

Дата размещения статьи: 30.03.2015

Вступивший в законную силу судебный акт исполняется в соответствии с Законом об исполнительном производстве . Контроль над исполнением исполнительного производства осуществляет Федеральная служба судебных приставов. В статье рассмотрены основные вопросы проверки, которая проводится в рамках контрольного мероприятия.
———————————
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основания для проведения проверки

Исходя из ст. 12 Закона о судебных приставах и п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам относительно работающих в данной организации должников.
———————————
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».

Исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель вправе совершать самостоятельно. Проверка осуществляется путем выезда в организацию и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП.
В том случае, если исполнение исполнительного производства осуществляется на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, ведущего данное производство, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю его проведение в порядке, установленном ч. 6, 10, 11, 12.1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Обратите внимание! По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций проводится не реже одного раза в течение года по инициативе судебного пристава-исполнителя.

Перечень документов, которые может затребовать судебный пристав

Читайте так же:  Как вернуть айфон восстановленный и сразу обнаружили дефект можно его

На основании п. 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения этого документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника согласно требованиям, содержащимся в исполнительном документе.
В силу исполнения названной нормы судебный пристав-исполнитель может затребовать от проверяемой организации все документы, в соответствии с которыми производится начисление заработной платы и иных доходов работнику-должнику:
— положение об оплате труда, о премировании в данном учреждении, коллективный договор;
— журнал операций расчетов по оплате труда;
— приказы по учреждению о выплате премий;
— карточки-справки по начислению заработной платы в разрезе конкретных работников (лицевые счета), расчетно-платежные ведомости.
Дополнительно проверяются кассовые и банковские документы, а также договоры гражданско-правового характера, в соответствии с которыми производятся расчеты по выплате исполнителю вознаграждения за оказание услуг, выполнение работ.

Отдельные обязательные вопросы проверки

В ходе проверки судебный пристав обратит внимание:
— на учет и хранение исполнительных документов;
— на соблюдение очередности требований исполнительного производства;
— на порядок осуществления взыскания;
— на правильность расчета суммы дохода (заработной платы), с которой производится удержание;
— на соблюдение установленного размера удержаний;
— на сообщение ССП о выбытии (увольнении) должника.
Кратко приведем основные нормы законодательства, касающиеся указанных выше вопросов проверки, а также разъяснения ССП, прописанные в Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (далее — Методические рекомендации).
———————————
Утверждены ФССП России от 19.06.2012 N 01-16.

Учет и хранение исполнительных документов. Отметим, что четких законодательных норм в Законе об исполнительном производстве в отношении учета и хранения исполнительных документов не прописано. Однако отдельные разъяснения по работе с исполнительными документами приведены в Методических рекомендациях. В Приложении 1 к этим Рекомендациям приведена Памятка для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств из заработной платы и иных доходов должника по исполнительным документам (далее — Памятка). В Памятке говорится, что к исполнительным документам о взыскании алиментов относятся:
— исполнительные листы;
— судебные приказы;
— нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
Поступившие в организацию постановления судебного пристава-исполнителя и копии исполнительного документа регистрируются в специальном журнале и под подпись передаются бухгалтеру по начислению заработной платы.

Для справки. В настоящее время форма данного журнала не утверждена, поэтому учреждения могут вести журнал в произвольной форме. За основу можно взять журнал учета бланков исполнительных листов, разработанный для судебных органов и органов исполнительной власти. Форма такого журнала приведена в Постановлении Правительства РФ от 31.07.2008 N 579 «О бланках исполнительных листов».

В день поступления исполнительного документа бухгалтер должен отправить судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации (предприятия), а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации (предприятия), получившей исполнительный документ.

Обратите внимание! Бухгалтеру организации рекомендовано хранить исполнительные документы как документы строгой отчетности (в сейфах).

Относительно сроков хранения документов отметим следующее. В соответствии с п. «о» ст. 459 Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, журнал учета исполнительных листов необходимо хранить не менее пяти лет. Первичные документы по производству удержаний с должника должны храниться в бухгалтерии организации также не менее пяти лет после окончания отчетного года. Данное требование закреплено в п. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете .
———————————
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обратите внимание! Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника (ст. 98 Закона об исполнительном производстве).

Оформление результатов проверки

При проведении проверки бухгалтерии учреждения судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия). Форма этого акта приведена в Приложении 6 к Методическим рекомендациям.
Данный акт и документы, подтверждающие правильность (либо допущенные нарушения) удержания и перечисления алиментов, приобщаются к материалам исполнительного производства, в рамках которого организована проверка.
Копия акта вместе с соответствующими документами подшивается в наряд «Акты проверок бухгалтерий (организаций), производящих удержание».

При выявлении в ходе проверки бухгалтерии организации (предприятия) фактов нарушения должником законодательства об исполнительном производстве, заключающихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, последний составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
Если в отношении руководителя учреждения, производящего удержания, установлены признаки злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта, то судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ. Рапорт с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела — старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.

О проверке судебными приставами бухгалтерии предприятия

31 Январь 2012 года

За нарушение законодательства об исполнительном производстве директор ЗАО «Первомайское» (Хакасия) привлечен к административной ответственности и оштрафован на 5 000 рублей .

Сам руководитель должником не является, но в соответствии с законодательством об исполнительном производстве он обязан производить удержание денежных сумм из заработной платы работников, являющихся должниками по исполнительным документам, и перечислять их взыскателям.

Однако требования ФЗ «Об исполнительном производстве» директором, который также исполняет обязанности главного бухгалтера предприятия, систематически нарушались.

Данный факт выявлен судебными приставами Боградского районного отдела судебных приставов в ходе проведения проверки бухгалтерии сельскохозяйственного предприятия.

Постановлением старшего судебного пристава директор признан виновным и привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 17.14 КоАП РФ — нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, и подвергнут наказанию в виде штрафа 5 000 рублей.

Уже на следующий день после проведения проверки он перечислил денежные средства взыскателям, а также оплатил часть штрафа.

Напомним, что судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на заработную плату и иные доходы должника в случаях исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме, а также взыскания суммы, не превышающей 10 000 рублей.

Лица, выплачивающие должнику зарплату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, в трех-дневный срок со дня выплат переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом перевод и перечисление денежных средств производится за счет должника.

Читайте так же:  Можно ли иметь фаркоп на легковом автомобиле

Кроме того, при перемене должником места работы – незамедлительно сообщить об этом судебному приставу и взыскателю, а также возвратить исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

Исполнительные документы, направленные в адрес работодателей в отношении работающих у них должников, без контроля не остаются – судебными приставами регулярно проводятся проверки их исполнения, которые могут осуществляться как по собственной инициативе судебного пристава-исполнителя, так и по заявлению взыскателя.

В ходе такой проверки судебный пристав-исполнитель изучает финансовые документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы должнику, а также платежные документы о перечислении взысканных денежных средств.

По результатам проведенной проверки составляется акт.

В 2011 году судебными приставами-исполнителями Управления проведено 1 054 проверки бухгалтерий, по итогам которых 12 должностных лиц привлечены к административной ответственности.

Вместе с тем при выявлении фактов злостного нарушения предприятиями действующего законодательства, выразившегося в неудержании денежных средств из зарплат должников и неперечислении их взыскателям по исполнительным документам, выданным на основании судебного акта, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ — неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Может судебной пристав проверить бухгалтерию организации

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Может судебной пристав проверить бухгалтерию организации?».

Приставы имеют право проверить бухгалтерию работодателя должника

Пстоянное и официальное место работы должника – залог исполнения требований взыскателя.

Однако система может дать сбой, и требования судебного пристава-исполнителя об удержаниях из зарплаты могут исполняться с нарушениями. Перечисление денежных средств может производиться с задержкой либо не в полном объеме. Причиной тому может стать как неграмотность бухгалтера, так и сговор с должником.

К великому счастью, судебные приставы-исполнители наделены правом проверки бухгалтерии работодателя должника на предмет таких нарушений.

Как проверяется бухгалтерия?

В структурных подразделениях ФССП ведутся реестры организаций, в которые направлены документы для удержаний средств из зарплаты должников. Проверки таких организаций могут быть плановыми (по инициативе пристава) и внеплановыми.
Плановая проверка по производствам о взыскании алиментов производится не реже одного раза в год. По другим категориям дел – не реже одного раза в полугодие.
Внеплановая проверка может быть инициирована взыскателем при неполучении очередных выплат, например.

Заявление подаётся в отдел, где велось или ведётся исполнительное производство, либо в отдел по месту жительства взыскателя, либо по месту нахождения организации, к заявлению прикладывается копия постановления пристава.

Так, при поступлении заявления, жалобы на неполучение денежных средств с места работы должника, судебный пристав-исполнитель обязан осуществить поверку бухгалтерии работодателя.

Объем проверяемых документов определяется в каждом конкретном случае в зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности юр. лица, а также от целей проверки.

Последствия проверки бухгалтерии

В процессе таких проверок могут быть выявлены нарушения трудового (заработная плата ниже МРОТ или несвоевременные ее выплаты) и налогового (заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе) законодательства. О нарушениях судебный пристав-исполнитель обязан сообщить в инспекцию труда и/или налоговую службу.

В этом случае, проверка может оказать взыскателю «медвежью услугу». Работодатель может оказаться мстительным, в результате должник рискует остаться без работы.

Работодатель за выявленные нарушения несет административную и, в некоторых случаях, уголовную (руководитель) ответственность.

По результатам проверки судебный пристав-исполнитель составляет акт, который приобщается к материалам исполнительного производства. В реестре отдела делается отметка.

Отсутствие в течение определенного периода такого акта в материалах исполнительного производства, по которому производятся удержания из заработной платы свидетельствует о бездействии пристава.
Здесь, в зависимости от цены вопроса, решайте.: инициировать проверку бухгалтерии или жаловаться на явное бездействие.

Какие документы пристав имеет право проверить на работе должника?

Позвонил пристав, говорит, что хочет проверить бухгалтерию организации, где работает должник по алиментам. Какие документы пристав имеет право проверить или запросить в организации и на основании чего?

Пристава смущает, что официальная зарплата у должника очень маленькая, на основании предоставленных 2ндфл. 2ндфл были предоставлены настоящие.

Ответы юристов (3)

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель действительно вправе проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов.Основанием для проверки и выходы пристава на предприятие должны быть документально санкционированы руководителем ОСП — старшим судебным приставом.

ООО не является должником, должник — физ лицо, работающее в ООО. ООО ничего не исполняет в рамках исполнительного производства. Что же тогда могут проверять приставы? Точнее — что имеют право проверить в ООО?

Здравствуйте! В соответствии со ст. 12 Закона о судебных приставах и п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в данной организации должников.Проверка осуществляется путем выезда в организацию и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП.

Проверять будут все бухгалтерские документы, касающиеся начисления заработной платы должнику.

Организация ничего не перечисляет по исполнительным документам, перечисления делал сам должник. Имеют ли приставы право проверять что-то сверх документов, касающиеся начисления заработной платы должнику?

Здравствуйте! Пристава -исполнители могут проверять документы только те, которые относятся к должнику-физическому лицу, получающему доход в Вашей организации.

Статья 64. Исполнительные действия (ФЗ об исполнительном производстве). 1. В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы

Читайте так же:  Какие документы нужны для оформления биометрического загранпаспорта

Заявление о проверке бухгалтерии предприятия, где работает должник

Одной из главных задач судебного пристава является осуществление контроля по исполнению производства. По заявлению взыскателя проводится проверка бухгалтерии в части:

  • Правильности начисления обязательств с учетом установленного размера;
  • Соответствия сроков перечисления средств, удержанных из дохода должника;
  • Соблюдения очередности принудительных требований, если взыскания проводятся по нескольким производствам;
  • Определения видов доходов, на которые обращено взыскание.

Заявление (жалоба) может подаваться на выбор в ФССП по месту открытия исполнительного производства или же по месту нахождения работодателя, где должник числится в штате сотрудников и непосредственно проводится взыскание по решению суда.

Проверка бухгалтерии происходит в установленном законодательном порядке путем самостоятельного выезда в государственное (частное) учреждение или же документы будут вытребованы в структурное подразделение ответственной службы по выписанному постановлению.

По итогам проверки (оформляется актом) судебный пристав принимает процессуальное решение по определению мер реагирования, если были выявлены ошибки или несоответствия в рамках действующего законодательства. В отношении виновного лица составляется протокол об административном правонарушении с наложением штрафа.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Может судебной пристав проверить бухгалтерию организации» в комментариях.

Алгоритм проведения судебным приставом-исполнителем проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия)

проведения судебным приставом-исполнителем

проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия)

В целях обеспечения исполнения требований исполнительных документов ст. 12 Федерального закона от 01.01.2001 «О судебных приставах» и п. 16 ч.1 ст. 64 Федерального закона от 01.01.2001 «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) судебным приставам-исполнителям предоставлено право проводить у работодателей проверку правильности исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов.

Согласно Закону такая проверка является одним из видов исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, а также по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей.

Формирование реестра организаций (предприятий), осуществляющих удержания

Реестр организаций (предприятий), производящих удержания, формируется и ведется в структурном подразделении судебных приставов после направления в организацию (на предприятие) копии исполнительного документа и постановления об удержании денежных средств из дохода должника.

Реестр должен содержать следующую информацию – наименование организации (предприятия), ее адрес; ФИО должника, реквизиты исполнительного производства, дату направления материалов в организацию и исходящий номер, дату получения организацией (предприятием) материалов, а также иные необходимые сведения.

В реестре по факту проведения проверки проставляется соответствующая отметка с указание даты и результатов ее проведения.

Основания проведения проверки

Проверка может осуществляться как по инициативе судебного пристава-исполнителя, так и по заявлению взыскателя.

Периодичность проведения проверок

В соответствии с указанием Федеральной службы судебных приставов от 01.01.2001 №12/НВ проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится по взысканию непериодических платежей в рамках неоконченных исполнительных производств — не реже одного раза в полугодие,

по взысканию периодических платежей в рамках оконченных исполнительных производств — не реже одного раза в течение года.

Проверки осуществляются на плановой основе.

Внеплановую проверку бухгалтерии в обязательном порядке необходимо проводить при поступлении от взыскателя обращения (жалобы) на неполучение денежных средств с места работы (получения иного дохода) должника.

Способ осуществления проверки бухгалтерии

В соответствии с ч.8 ст. 47 Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч.1 ст. 64 Закона, самостоятельно либо в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.

В случае, если проверяемая организация располагается на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, осуществлявшего либо осуществляющего исполнительное производство, он поручает судебному приставу-исполнителю, полномочия которого распространяются на данную территорию, проверить бухгалтерию.

Постановление судебного пристава-исполнителя о даче поручения должно соответствовать требованиям ст. 14 Закона.

Судебный пристав-исполнитель, которому предано для исполнения такое постановление, возбуждает на его основании исполнительное производство с соблюдением требований ст. 30 Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов.

При установлении организации (предприятия) и проверки правильности удержаний денежных средств исполнительное производство, возбужденное на основании постановления судебного пристава-исполнителя о даче поручения подлежит окончанию в соответствии с п.1 ч.1 ст. 47 Закона.

В случае невозможности установления местонахождения организации (предприятия) судебному приставу-исполнителю необходимо составить акт и окончить исполнительное производство в соответствии с п.3 ч.1 ст. 47 Закона.

Документы по проверке бухгалтерии одновременно с постановлением об окончании исполнительного производства направляются судебному приставу-исполнителю, поручившему проведение проверки, и приобщаются к материалам основанного исполнительного производства.

В случае, если проверяемая организация располагается на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, осуществляющего либо осуществлявшего исполнительное производство, он проверяет бухгалтерию организации (предприятия) самостоятельно путем выезда в организацию и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в подразделение.

Вместе с тем, если организация (предприятие) располагается на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, осуществлявшего либо осуществляющего исполнительное производство, но только в пределах города Смоленска, считаем возможным осуществлять проверки бухгалтерий без вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений о даче поручения, то есть путем направления в организацию (предприятие) требования о представлении необходимых документов. Данная практика позволит уменьшить документооборот, а также исключить затягивание сроков исполнения требований исполнительных документов.

При обнаружении в действиях должностных лиц организации (предприятия) нарушений действующего законодательства, судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к установленной законодательством ответственности.

В случае выявления при проверках нарушений трудового либо налогового законодательства судебный пристав-исполнитель обязан о данных фактах информировать Государственную инспекцию труда в Смоленской области (г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 87, руководитель – ), приложив документы, подтверждающие выявленное нарушение, и налоговые органы по месту постановки проверяемой организации на налоговый учет.

Перечень и объем документации, подлежащей проверке

При осуществлении проверки организация или иное лицо, указанное в ч.1 ст. 9 Закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

Необходимо истребовать следующие документы (либо копии документов, заверенные надлежащим образом):

В трудовом договоре (контракте) должны быть указаны условия оплаты труда работника: размер тарифной ставки или должностного оклада, а также доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Выплата работнику заработной платы может осуществляться следующими способами:

— наличными денежными средствами из кассы организации,

— безналичным перечислением на счет,

— в натуральной форме,

— иные способы, предусмотренные трудовым договором.

2) учетные первичные документы по учету кадров (в том числе в бюджетных учреждениях)[1]:

Читайте так же:  Если наследник отказывается от своей доли в суде

— приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;

— личная карточка работника;

— приказ о предоставлении отпуска работникам;

— приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником;

3) учетные первичные документы по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по плате труда (не используются в бюджетных учреждениях):

— расчетно-платежная ведомость (либо отдельно расчетная и платежная ведомости);

— журнал регистрации платежных ведомостей,

— табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;

— лицевой счет (содержит всю информацию о работнике, все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц;

— акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы

— записка-расчет о представлении отпуска работнику;

— записка-расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником.

В бюджетных учреждениях операции по оплате труда оформляются следующими первичными документами, которые подлежат истребованию в ходе проверки бухгалтерии[2]:

— расчетно-платежная ведомость (применяется для отражения начисления заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся в окончательный расчет, удержанных из заработной платы налогов и других сумм);

— табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;

— записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях.

Объем проверяемых документов определяется в каждом конкретном случае в зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности юридического лица, а также от целей проверки.

Типичные нарушения трудового и налогового законодательства, которые могут быть выявлены судебным приставом-исполнителем при проверке бухгалтерий

Нарушения действующего трудового законодательства наиболее часто выражаются в следующем:

1) выплата работодателем ежемесячной заработной платы ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 01.01.2001 №91-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

[1]

Вместе с тем, в соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ установлен порядок определения размера минимальной заработной платы в субъекте Федерации посредством заключения регионального коллективного соглашения.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Смоленской области в настоящее время отсутствует.

2) несвоевременное перечисление и выплата заработной платы.

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

Нарушения действующего налогового законодательства наиболее часто выражаются в следующем:

среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации (среднеотраслевая заработная плата).

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в Смоленской области можно получить из следующих источников:

— из официальных интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах указанных интернет-сайтов размещена на официальном интернет-сайте Росстата www. *****;

— из сборников экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

— по запросу в Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Смоленской области ( -а, руководитель ) или налоговые органы.

Ответственность должностных лиц организаций (предприятий), осуществляющих удержания, за нарушение законодательства об исполнительном производстве

К должностным лицам организаций (предприятий) относятся:

— члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления).

— заместители руководителя организации;

— иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и т. д.).

Должностные лица организаций (предприятий), осуществляющих удержания, несут административную ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 113 Закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При выявлении в ходе проверки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указной статьей КоАП РФ, судебный пристав-исполнитель выносит в отношении виновного лица постановление о наложении штрафа в порядке, предусмотренным КоАП РФ.

Руководитель организации (предприятия), осуществляющей удержания, может быть привлечен к уголовной ответственности за воспрепятствование исполнению вступившего в законную силу судебного акта, предусмотренной ст. 315 УК РФ, в случае надлежащего вручения ему соответствующего предупреждения.

При обнаружении в действиях (бездействии) руководителя организации (предприятия) признаков состава преступления, предусмотренного указанной нормой, судебный пристав-исполнитель оформляет рапорт об обнаружении признаков состава преступления.

[1] Формы учетных первичных документов утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 06.04..2001 №26 «Об утверждении унифицированной первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (с изм. от 01.01.2001)

Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Формы утверждены Приказом Минфина РФ н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (в редакции Приказа Минфина РФ от 01.01.2001 №69н) Приложение .

Источники


  1. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.

  2. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
Проверка приставами бухгалтерии должника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here