Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда

Самые важные аспекты в статье: "Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента

Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента

>
Общие основания ответственности
Содержание
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда

Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда

К вопросу об ответственности экспедитора

Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

2009. [5] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, В.В.

Глянцев и др.; под ред. О.Н. Садикова.

5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. 987 с.

Указ.соч. С. 21. [9] Гражданское право: Учебник / В.Ю.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности; 5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда

Транспортное законодательство прямо не предусматривает взыскание расходов на восстановительный ремонт поврежденной при перевозке продукции в качестве способа установления суммы, на которую понизилась ее ценность. Однако практика придерживается принципа: если поврежденную продукцию можно исправить, то с перевозчика взыскиваются связанные с этим затраты, а также расходы по экспертизе, если она проводилась получателем груза. Транспортное законодательство исключает возможность предъявления претензий и исков к промежуточным организациям-перевозчикам.

Все перевозчики, участвующие в прямом смешанном сообщении, являются самостоятельными участниками единого отношения по перевозке грузов. В связи с этим каждый перевозчик должен отвечать за свою вину в ненадлежащем исполнении обязательства.

Ответственность сторон при перевозке ры решения споров

в возмещение причиненного ущерба. Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. (Решение Хозяйственного суда г.

Минска от 23 марта 2006 г., дело N 404-13М) Таким образом, суды трактуют норму КДПГ шире, чем форс-мажор. Таким образом, по мнению суда, ответчик мог избежать утраты груза, если бы им была проявлена должная заботливость опытного перевозчика.

Взыскание убытков, связанных с утратой грузов при перевозке автомобильным транспортом (Обобщение практики ФАС СЗО за 2001—2004 годы)

УТРАТА ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА В РЕЗУЛЬТАТЕ ГРАБЕЖА И ВОЗБУЖДЕНИЕ ПО ДАННОМУ ФАКТУ УГОЛОВНОГО ДЕЛА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДОСТАТОЧНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКА ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОХРАННОСТЬ ГРУЗА.

Основания для освобождения от ответственности Страховщик обратился в арбитражный суд с иском к перевозчику о взыскании ущерба, возникшего в результате выплаты Фирме (страхователю) страхового возмещения.

Решением в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

При перевозке перевозчиком был поврежден груз, принадлежащий на праве собственности заказчику

. Перевозка осуществлялась автомобильным транспортом, право собственности на грузополучателя переходило с момента получения им груза. Имущество, перевозившееся в качестве груза, вероятно, подлежало восстановлению, однако перевозчик на основании претензии грузоотправителя принял решение возместить стоимость груза в полном объеме (без НДС).

Перевозчик требует передать поврежденный груз ему.

1 ст. 15, п.п. 1, 2 ст. 393 ГК РФ) и не отнесено ГК РФ и действующим законодательством к сделкам об отчуждении имущества.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Широков Сергей Ответ прошел контроль качества Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. *(2) Напомним, что в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением дарения обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей (п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Возмещение ущерба

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Как взыскать ущерб с экспедитора Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора: Пример из практики: суд взыскал c экспедитора ущерб, причиненный недостачей груза, и указал, что вина экспедитора презюмируется и он сам должен доказать обратное Между ООО «В.»

(экспедитор) и ООО «Л.» (клиент) был заключен договор транспортной экспедиции. Так как экспедитор оставил претензию клиента без удовлетворения, то ООО «Л.» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 37 344 руб.

ущерба, причиненного частичной недостачей груза.

Поскольку экспедитор не представил указанных доказательств, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2012 г. по делу № А19-14651/2011)

Утрата груза перевозчиком, 6 рекомендаций как вернуть деньги за груз претензия о возмещении стоимости утраченного груза и образец искового заявления

Именно с них осуществляется возврат стоимости груза в суде.

При этой процедуре следует ориентироваться и в нормах процессуального законодательства.

Статья 796 ГК РФ определяет презумпцию ответственности транспортной компании за утрату (утерю) груза. Избежать санкций перевозчику удастся только в том случае, если он в суде убедительно докажет, что утрата груза стала следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс– мажора).

Чтобы взыскать ущерб, причинённый потерей груза, важно правильно составить все документы.

Первым из них является акт утраты или недостачи груза при перевозке. Он составляется с участием уполномоченных представителей транспортной компании и грузополучателя. Акт составляется в тот же день, когда прибыл груз.

В виде исключения допускается оформить документ на следующие сутки.

Основания и размер ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции

Ответственность экспедитора за просрочку доставки груза На практике же транспортно-экспедиционные компании не оговаривают сроки доставки груза из пункта отправления до пункта назначения, более того-они оговаривают в устной форме примерные сроки, которые периодически могут меняться.

Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Можно ли европротокол заполнить на компьютере чем это регламинтированно

При перевозке перевозчиком был поврежден груз, принадлежащий на праве собственности заказчику. Перевозка осуществлялась автомобильным транспортом, право собственности на грузополучателя переходило с момента получения им груза. Имущество, перевозившееся в качестве груза, вероятно, подлежало восстановлению, однако перевозчик на основании претензии грузоотправителя принял решение возместить стоимость груза в полном объеме (без НДС). Перевозчик требует передать поврежденный груз ему. Переходит ли в этом случае на основании закона право собственности на поврежденный груз от заказчика к перевозчику, если в договоре перевозки нет условия о переходе права собственности? В случае передачи груза перевозчику должен ли перевозчик доплатить НДС?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) По общему правилу исключается как неполное возмещение понесенных убытков, так и обогащение потерпевшего за счет причинителя вреда (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 2852/13, постановление АС Северо-Западного округа от 01.06.2015 N Ф07-2822/15 по делу N А56-32711/2014).
*(2) Напомним, что в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением дарения обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей (п. 1 ст. 575 ГК РФ).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Если повредили или потеряли груз в транспортной компании?

В данной статье я расскажу Вам о некоторых тонкостях работы с транспортными компаниями, ведь отправляя груз, вы доверяете экспедитору его доставку в полной сохранности и после того как вы передали груз на транспортную компанию, по идее ответственность за сохранность и все полученные в ходе перевозки повреждения несет экспедитор (транспортная компания)! Так ли это на практике и какие проблемы могут возникнуть при повреждении груза во время перевозки, мы расскажем в нашей статье.

Что представляет собой утрата или порча груза экспедитором? (транспортной компанией)

Как вы понимаете при перевозке грузов товар может повредиться может потеряться какая-то его определённая часть либо полностью. Именно договор по которому вам будет оказываться услуги перевозки груза необходимо очень внимательно проанализировать и понять все ключевые моменты. Только после того когда грамотно заполнены все необходимые документы в дальнейшем будет зависеть ваши возможности для предъявления конкретных претензий в случае некачественно оказанных услуг.

В рамках данной статьи я хочу рассмотреть ситуации которых происходит утрата либо порча груза в случаях когда транспортная компания оказала услуги по перевозке.

Давайте сначала определимся с основными понятиями, такими как повреждение груза и его утрата.

Повреждением груза будет считаться физическое либо механическое изменение форм груза что влечет за собой снижение его стоимости, частичную либо полную, что привело к невозможности его использования по назначению. Само по себе повреждение груза — это химическое или биологическое его изменение что влечет за собой соответствующее снижение ценности груза либо вообще в дальнейшем отсутствие возможности его использовать по назначению.

Утратой груза является отсутствие возможности перевозчика предоставить или выдать на руки перевозимый груз по истечении установленного срока доставки. Недостача также относится к этому моменту и означает собой утрату перевозчиком определённого количества груза который изначально представлял с тобой одно целое, к примеру это может быть комплект каких-либо запчастей, утраченная деталь тренажера, утрачены определенные комплектующее оборудование и прочие ситуации.

Несомненно в вышеперечисленных ситуациях необходимо привлекать экспедитора к ответственности. В Гражданском Кодексе РФ имеется статья 803 которая регламентирует ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по договору экспедиции. За ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам экспедитор несет ответственность на основании главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и по основанием данной главы экспедитор несет полную ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей то есть либо за утрату частичную или полную либо за повреждение груза.

На основании Федерального закона о транспортной экспедиционной деятельности а именно по пункту 1 статьи 7 экспедитор несет ответственность перед клиентом по возмещению реального ущерба за недостачу либо утрату а также повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдача груза клиенту который указан в договоре транспортной экспедиции либо уполномоченному им лицо. Экспедиторы освобождаются от ответственности в случае если будут иметь место доказательства о том что недостача, утрата или повреждение груза произошло по причине возникновения обстоятельств которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых не могло от него зависеть.

Стоит отметить один Важный момент, ведь невнимательному клиенту в ТК могут подсунуть на подпись документ соглашение и в данном соглашении может находиться информация о том, что клиент освобождает экспедитора от ответственности или заранее уменьшает ее размер. Не беспокойтесь, даже если такое соглашение будет подписано клиентом, оно считается ничтожным.

И пару слов о сроках исковой давности, ведь на основании статьи 13 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» срок исковой давности для требований вытекающих из договора транспортной экспедиции составляет 1 год и данный срок начинает течь с момента возникновения права на предъявления иска, то есть с момента нарушения условий договора одной из сторон.

Экспедитор несет ответственность:

На самом деле существует так называемая презумпция вины перевозчика и в ситуации когда произошла недостача, утрата либо повреждение груза, перевозчик обязан доказать, что повреждение, утрата либо недостача груза произошла по причинам обстоятельств которые экспедитор не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело. А задача клиента в свою очередь, это доказать размер причиненного ущерба.

Однако перевозчик освобождается от ответственности в случае повреждения, утраты или недостачи груза, в случае если будет доказано, что перевозчик проявил необходимую степень осмотрительности и заботливости которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, а так же перевозчик принял все меры для качественного исполнения обязательства по перевозке груза. Но данный факт требуется еще доказать, так что здесь не все так просто и как Вы понимаете ничего не бывает идеально.

В случае когда имеет место доказанная вина экспедитора, либо третьего лица на которое экспедитор возложил исполнение конкретных обязанностей, то возмещается не только реально причиненный ущерб, так же возмещению подлежит упущенная выгода, частичный или полный возврат уплаченного клиентом за услуги перевозки денежных средств. Однако условие о возврате вознаграждения за перевозку в случае утраты, недостачи или повреждения груза, не всегда имеет место и денежные средства могут быть не возвращены в случае если в договоре не указаны обязательства экспедитора вернуть вознаграждение за ненадлежащее оказание услуг, то вознаграждение и не возвращается.

Читайте так же:  Как узнать по фамилии дела у судебных приставов

Может помочь страхование груза

Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.

Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.

[2]

Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.

Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:

  • Товарно-транспортная накладная (ТТН);
  • Налоговая накладная;
  • Расходная накладная;
  • Акт приема-передачи груза;
  • Договор страхования;
  • Договор перевозки;
  • Договор экспедирования.

Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.

Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.

Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:

  1. Извещаем страховщика правильно. Обязательно в письменной форме, можно подготовить 2 экземпляра обращения, приехать в офис страховой компании и подать на подпись уполномоченному на прием лицу. На вашем экземпляре должны поставить печать, подпись принимающего лица и дату. Только так будет правильно уведомлять страховую и я вообще рекомендую всегда вести общение в письменной форме с обязательным возвратом Вам экземпляра обращения с подписью принимающей стороны. Точно так же Вы можете направить обращение по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
  2. В вашем письменном извещении укажите, что произошло, это порча, частичная или полная утрата. Если есть повреждения то указывается их характер, где произошел случай и по вашему мнению в какой ситуации он произошел, а так же можно указать предполагаемую сумму ущерба. Для оценки суммы реального ущерба может быть привлечен эксперт оценщик (независимый);
  3. Знайте, что лучше уведомлять страховую стразу же при обнаружении факта утраты или порчи.

Как действовать если Вы обнаружили повреждение груза, недостачу или произошла утрата груза?

Сам факт повреждения, частичной или полной страты груза необходимо зафиксировать и по данному факту на основании пп. «в», пункта 79 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 16.03.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» составляется акт в котором фиксируются все претензии клиента относительно качества перевозки.

На основании пункта 80, акт составляется заинтересованной стороной, к тот же день когда были обнаружены соответствующие обстоятельства (повреждение или недостача, утрата). Не смотря на то, что можно вызвать представителя страховой, не лишним будет составить акт самостоятельно в присутствии уполномоченных лиц транспортной компании и сделать все необходимые фото, а уже потом сообщить в страховую компанию, если груз конечно был застрахован, но акт нужно обязательно составлять.

Если нет возможности составить акт в момент обнаружения, то акт должен быть составлен, в течении следующих суток. Бывает, что транспортная организация отказывается составлять акт, в такой ситуации клиент должен письменно уведомить транспортную компанию о том, что у него есть намерения составить акт без их участия и уже после этого клиент составляет акт без участия представителей транспортной компании.

Акт о повреждении и о частичной или полной утрате груза должен содержать:

[1]

  • Дату и место составления;
  • ФИО всех присутствующих заинтересованных лиц при составлении акта;
  • Краткое описание обстоятельств которые послужили причиной составления акта;
  • Описать какие повреждения получил груз, а в случае недостачи или утраты описать в каком количестве или объеме произошла утрата;
  • По окончании составления акта, все присутствующие заинтересованные лица ставят свои подписи и ставится дата составления акта.

Акт должен быть составлен в том количестве экземпляров, что бы каждому заинтересованному лицу достался один экземпляр акта.

Видео (кликните для воспроизведения).

К акту могут быть приложены заключения экспертов которые определяют размер недостачи или объем повреждений груза.

Обязательно в товарно-транспортной накладной, заказ-наряде и путевом листе делается отметка о составлении акта и кратко указываются обстоятельства послужившие основание для составления акта.

Предъявляем претензию перевозчику

Когда у Вас на руках есть составленный акт где зафиксированы повреждения, есть заключения эксперта, самое время начать требовать от транспортной компании определенную сумму достаточную для возмещения ущерба.

В таких ситуациях обязательно в первую очередь направить перевозчику претензию в требованием возместить ущерб в добровольном порядке.

Претензия перевозчику должна содержать в себе следующую информацию:

  • Дата и место составления;
  • ФИО, адрес места жительства (регистрации), а для юридических лиц адрес места нахождения (юридический адрес);
  • Реквизиты перевозчика к которому предъявляется претензия;
  • Описание обстоятельств послуживших поводом для подачи претензии;
  • Финансовые требования, при чем каждое требование должно быть обосновано в тексте претензии или в отдельном приложении. Прикладываются копии документов подтверждающих стоимость груза, а так же заключения экспертов. Расчет суммы должен быть обоснован отдельно по каждому из требований;
  • Приложите к претензии документы которые подтверждают обстоятельства изложенные в претензии (акт, транспортная накладная, заказ-наряд с отметками);
  • ФИО, а так же должность лица подписавшего Вашу претензию.
Читайте так же:  Оформить дачу после смерти владельца

Помните, что претензия обязательно должна быть составлена в 2-х экземплярах. Подать претензию Вы можете принеся ее лично в транспортную компанию и передав на подпись уполномоченному на принятие лицу. На вашем экземпляре лицо принимающее претензию должно поставить печать ТК, дату и подпись и передать экземпляр с отметками Вам. Либо Вы направляете претензию почтой России с описью вложения и уведомлением о вручении.

Образцы претензий к транспортной компании

Если в отведенный Вами срок для урегулирования спора в претензионном порядке транспортная компания не ответила на претензию, то в таком случае спор придется решать в судебном порядке. Не советую идти в суд самостоятельно, так как без юридической практики и опыта такой спор не решить. Прежде всего обратитесь за консультацией к нашему транспортному юристу, он подскажет Вам с чего начать и так же защитит Ваши интересы в суде.

Верховный Суд усилил ответственность перевозчиков при осуществлении доставок грузов

9 июля 2018 г. 21:34

Автотранспортные операторы и экспедиторы должны нести большую ответственность перед заказчиками за доставку и сохранность грузов, а также за своевременность выполнения перевозок. Такие выводы следуют из новых разъяснений Верховного Суда.

Новые разъяснения

Постановление Пленума Верховного Суда РФ (ВС) от 26-го июня 2018-го года №26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» официально опубликовано 4-го июля в «Российской газете».

Как отметили в самом ВС, нынешние разъяснения призваны обеспечить единство судебной практики при рассмотрении дел, связанных с исками по исполнению договоров на доставку или экспедирование грузов (т.е. в случаях, когда одной из сторон дела выступает транспортный оператор или экспедитор грузов, а другой — грузовладелец). Иначе говоря, они должны служить прямой рекомендацией судам низших инстанций при принятии решений в рамках соответствующих дел.

Не в пользу перевозчиков

При внимательном изучении новых комментариев ВС можно сделать вывод об общем усилении ответственности перевозчиков и экспедиторов за доставку и сохранность грузов, а также за своевременность исполнения заказов.

Одной из самых принципиальных для перевозчиков стала позиция ВС, занятая им в вопросе степени ответственности перевозчиков перед своими контрагентами в случаях задержки доставки грузов. По мнению ВС, перевозчик обязан возместить косвенные убытки клиента, вызванные просрочкой доставки груза. Здесь суд занимает сторону грузовладельцев и грузоотправителей.

Судьи напомнили, что перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (ст. 15, 393 ГК РФ). Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель, как сторона договора перевозки, вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, «в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю», — отмечается в постановлении.

Кроме того, отмечает ВС, согласно ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы «за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза». Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы. «Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, возместил ли перевозчик убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки», — подчеркивается в постановлении.

Прочие разъяснения

Из других моментов, усложняющих положение перевозчиков и экспедиторов, можно выделить еще несколько.

Так, судьи напомнили про обязанности экспедиторов при приеме груза проверять информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей (п. 4 ст. 4 Закона о транспортной экспедиции). «Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства», — заключил Верховный Суд.

Помимо этого, ВС подтвердил, что перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, ДТП, противоправных действий третьих лиц — например, в случае кражи груза.

Одновременно ВС постановил, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. «В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами», — говорится в разъяснении.

Мнение экспертов

Опрошенные редакцией портала «Грузовики и дороги» эксперты также сошлись во мнении, что, в целом, вышедшее постановление ВС в большей степени направлено на защиту интересов грузовладельцев. Особенно ярко это прослеживается по разъяснению в п. 24 (об обязанности перевозчика возместить убытки, вызванные просрочкой доставки груза).

Президент ГК «Итеко» Евгений Бабаев считает, что интересы транспортных операторов теперь становятся более ущемленными. Он и прежде обращал внимание коллег по отрасли на очевидное нарушение баланса интересов сторон в случаях, когда крупные торговые сети, используя свое доминирующее положение, включают в договоры с поставщиками крупные неустойки за задержку поставок, а те, в свою очередь, перевыставляют их затем на перевозчиков.

«То есть мы имеем ту картину, когда, по сути, речь идет о механизме искусственного обогащения за счет перевозчика. И надо признать, что с точки зрения формального соблюдения буквы закона практика описанного механизма продумана весьма неплохо! Но все же налицо нарушение баланса интересов сторон, участников рынка», — заявлял ранее топ-менеджер «Итеко» и член Межотраслевого экспертного совета.

Глава правового управления «Итеко Россия» Марина Галявина также отмечает, что за последнее время в стране распространилась практика, которая, по сути, представляет собой схему «законного неосновательного обогащения» за счет перевозчиков. «Подобное положение дел неизбежно приведет к банкротству средних и мелких перевозчиков, обогащая и без того небедных сетевых ритейлеров», — подчеркнула она в комментарии порталу «Грузовики и дороги».

С представителями «Итеко» солидарен юрист Владислав Артамонов. По его словам, до выхода нынешнего постановления ВС за просрочку доставки груза предусматривался только штраф (согласно ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта). «При этом штраф за просрочку воспринимался как исключительная неустойка. Данное утверждение основывается на исторически сложившихся обычаях делового оборота в отрасли автомобильной перевозки груза. И до настоящего времени дополнительное взыскание убытков за просрочку доставки груза согласно нормам «Устава об автоперевозках…» считалось незаконным», — говорит он.

Однако теперь ВС постановил, что «… перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза» (п. 15, ст. 393 ГК РФ). Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, возместил ли перевозчик убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки.

[3]

Ситуация осложняется тем, что постановления пленумов ВС РФ фактически имеют обратную силу, указывает Владислав Артамонов. Учитывая сокращенный срок исковой давности, становится легитимным взыскание в судебном порядке и/или добровольное погашение перевозчиками убытков за просрочку доставки груза не только на будущее время, но и за прошедший год.

Читайте так же:  Кто может работать без разрешения на работу в россии

«Причем убытки могут взыскиваться в неограниченном размере. Учитывая примеры, на понесенные убытки накладываются проценты за пользование чужими денежными средствами. Итого, за незначительное опоздание, порой по причинам, независящим от перевозчика, можно лишиться не только бизнеса, но и квартиры, дачи и всего остального, нажитого непосильным трудом дальнобойщика», — недоумевает юрист.

В свою очередь юрист компании «ГрузКонсалт» Антон Смородников также полагает, что постановление ВС ухудшает позиции перевозчиков. По его словам, до принятия нынешнего решения транспортные операторы раньше часто могли отбиться от этих требований, ссылаясь на ч. 1 ст. 400 ГК РФ и определение Конституционного Суда РФ от 2-го февраля 2006-го года №17. В соответствии с ними транспортная деятельность была приравнена к высокорискованным видам деятельности, вследствие чего уплате подлежала только штрафная неустойка за несвоевременную доставку груза.

«Теперь споры о взыскании убытков будут чаще заканчиваться победой взыскателей, а не перевозчиков. Самое интересное, что даже включение в договор перевозки условия о том, что перевозчик не возмещает убытки, вызванные просрочкой доставки груза, может быть признано судом ничтожным, так как ст. 37 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что такого рода соглашения являются недействительными», — указывает он.

По мнению заместителя генерального директора «Совтрансавто» Андрея Брашкина, новые разъяснения, в целом, не соответствуют ожиданиям перевозчиков и экспедиторов. «Стало хуже. Их ожидание оправдает только внесение изменения в действующее законодательство о транспортно-экспедиторской деятельности», — подчеркнул он в комментарии редакции портала «Грузовики и дороги».

Кроме того, отмечает он, часть разъяснений не только не вносит ясность в правовое регулирование отрасли грузовых автоперевозок, а напротив, добавляет неопределенности.

В целом, по словам Андрея Брашкина, напрашивается вывод, что акты, регулирующие транспортно-экспедиторскую деятельность, были недоработаны и не увязаны с законодательством, действующим на момент их принятия.

«Это приводит к коллизиям в трактовках судов, выражающимся в частой отмене решений одних инстанций другими. Самое главное — то, что невнятное регулирование вызывает неопределенность и несет реальные риски для экспедиторов», — заключает он.

Между тем, по мнению вице-президента Росийского автотранспортного союза и члена Межотраслевого экпертного совета Валерия Алексеева, тот некоторый перекос в «балансе сил», который неизбежно вносят в работу рынка грузовых перевозок последние решения ВС, можно исправить путем внесения соответствующих изменений в Устав автомобильного транспорта.

«Эти изменения необходимо инициировать от Минтранса. И здесь Межотраслевой экспертный совет может сыграть свою роль. Это необходимо поправить», — подчеркнул он.

> «> Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда

Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда

Почему грузоотправители не требуют возместить утраченный груз Какой договор с посредником защитит собственника груза Что должен доказывать клиент, взыскивающий убытки с экспедитора Посредник не заинтересован в том, чтобы предъявить претензии к перевозчику С посредником безопаснее заключить договор транспортной экспедиции Суды исходят из объявленной, а не реальной стоимости груза Право на иск принадлежит тому, кто указан в транспортной накладной Что делать, если грузоотправитель взыскал с перевозчика стоимость утраченного груза, но возмещать ее собственнику не собирается? Если груз был утрачен по вине перевозчика, влияет ли это на ответственность экспедитора?

Может ли перевозчик застраховаться от риска ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки?

Конституционный суд считает, что собственник груза вправе заявить иск к перевозчику Ответственность экспедитора перед клиентом

Возмещение ущерба

Можно ли предъявить претензию (по поводу утраты, повреждения или недостачи груза) по истечении шестимесячного срока Это возможно, но экспедитор будет сам решать, принимать ему претензию для рассмотрения или нет. Все зависит от того, признает ли он причину пропуска шестимесячного срока уважительной (п.

6 ст. 12 Закона о ТЭД). Вероятность такого признания очень мала. Кроме того, нужно иметь в виду, что этот срок не является пресекательным и его пропуск не препятствует рассмотрению в суде спора по существу.

Пример из практики: суд отклонил доводы о пропуске клиентом срока на предъявление претензии, так как экспедитор не представил доказательств признания причин пропуска этого срока неуважительными Во время перевозки ООО «А.» (экспедитор) допустило утрату части груза, о чем была сделана запись в товарной накладной от 28 августа 2008 года.

Конференция ЮрКлуба

А путевой лист они как закрыли? Ради чистоты собственной совести можно попробовать выставить претензию как перевозчику или как экспедитору.

По ТЭД, если груз не выдан в течении 30 дней — это утрата. Про возможные варианты документального подтверждения ущерба (хотя бы для обоснования претензии) Вам уже было написано, было бы желание.

Так что «хоть какие-нибудь» деньги попробовать получить можно, надо весомо обосновать свою позицию в претензионной работе, суд выиграь при таком раскладе — шансы весьма сомнительные.

В будущем надо посто оформлять все документы надлежащим образом и в таком юридически не завидном положении больше не окажетесь Сообщение отредактировал AllOla!: 10 Сентябрь 2008 — 21:54 Претензию написали, доказатеьств почти никаких не прилагаем, в суд конечно не пойдем! Товар поставлен от Поставщика Покупателю.

Ответственность экспедитора

Ст. 803 ГК РФ. по договору транспортной экспедиции Отличается ли ответственность водителя-экспедитора от той, что несёт обычный специалист?

Если да, то чем? Вместе с тем, если специалист сможет доказать, что вина лежит не на нём, а на перевозчике (если, конечно, это разные лица), то вид ответственности экспедитора изменяется: он отвечает перед клиентом в той же степени, что и водитель перед ним.

Возмещение убытков экспедитором по российскому законодательству (Морозов С

Дата размещения статьи: 27.06.2015 Волков А.В.

Когда экспедитор является ответственным за потерю или повреждение грузов, то компенсация стоимости таких товаров должна быть рассчитана в месте и во время передачи грузополучателю в соответствии с договором.

Статья 8.2 (FIATA). Стоимость груза должна определяться в соответствии с текущей биржевой ценой товара или, в случае отсутствия текущей биржевой цены товара или текущей рыночной цены, путем отсылки к средней стоимости товара такого же рода и качества. Ограничение, устанавливаемое в виде определенной суммы за килограмм груза с определением уровня максимальной ответственности, используется во многих условиях экспедирования.

Здесь и далее выделенный текст заимствован с сайта www.forwarderlaw.com и переведен с англ. автором. Наличие вины клиента должен доказать транспортный экспедитор.

Если в качестве клиента действует грузополучатель, то его вина чаще всего проявляется в несвоевременной приемке груза, что нередко влечет порчу или даже утрату. Приведем несколько примеров решения подобных ситуаций из иностранного права.

(C). Экспедиторская компания не будет ни при каких обстоятельствах нести ответственность за вызванные задержкой косвенные или последующие убытки (например, потеря прибыли, потеря рынка). Статья 35 B (ii) CIFFA. Ни при каких обстоятельствах экспедитор не будет нести ответственность перед клиентом или владельцем груза за задержку или отклонение в сумме свыше двойного вознаграждения экспедитора, предусмотренного договором.

Читайте так же:  Документы на участие соотечественников в государственной программе

Статья 8.3.2 FIATA. Если грузовой экспедитор отвечает за ущерб, причиненный задержкой, такая ответственность должна быть ограничена суммой, не превышающей вознаграждения, относящегося к услуге, из-за которой эта задержка произошла. Статья 25 SSV. В случае утраты или повреждения груза ответственность экспедитора, действующего в качестве перевозчика, должна быть ограничена следующим образом: За убытки или ущерб, вызванные задержкой, ответственность экспедитора не должна превышать суммы вознаграждения. Статья 27 C BIFA. Компания ни при каких обстоятельствах не будет ответственной за такие косвенные или последующие убытки, как потеря прибыли, потеря рынка или иные последствия, вызванные задержкой.

Перечень убытков открытый. 1.

Волков А.В. Возмещение убытков по гражданскому праву России // СПС «КонсультантПлюс». С. 221.

При перевозке перевозчиком был поврежден груз, принадлежащий на праве собственности заказчику

В случае передачи груза перевозчику должен ли перевозчик доплатить НДС? Однако возмещение перевозчиком ущерба, причиненного при перевозке груза, в случае повреждения груза не является основанием для приобретения перевозчиком права собственности на поврежденный товар. Кроме того, возмещение ущерба является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности (п.

1 ст. 15, п.п. 1, 2 ст. 393 ГК РФ) и не отнесено ГК РФ и действующим законодательством к сделкам об отчуждении имущества. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Широков Сергей Ответ прошел контроль качества Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. *(2) Напомним, что в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением дарения обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей (п.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности; 5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда

В связи с этим каждый перевозчик должен отвечать за свою вину в ненадлежащем исполнении обязательства. Существует точка зрения, согласно которой перечень обстоятельств, освобождающих транспортные организации от ответственности за несохранность перевозимых грузов, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Обстоятельства, изложенные в п.

«а», основаны на общем правиле, согласно которому должник освобождается от ответственности, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств обусловлено виновными действиями кредитора.

Возмещение убытков экспедитором

Волков А. В. Возмещение убытков по гражданскому праву России // СПС « КонсультантПлюс».

См.: Хохлов В. А. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора: Дис.

… д-ра юрид. наук. Самара, 1998.

С. 221. Волков А. В. Возмещение убытков по гражданскому праву России: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 27. См.: Садиков О. Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации.

М.: Статут, 2009. С. 91. Статья 35 (A ) CIFA. Когда экспедитор является ответственным за потерю или повреждение грузов, то компенсация стоимости таких товаров должна быть рассчитана в месте и во время передачи грузополучателю в соответствии с договором. Статья 8.2 (FIATA ). Стоимость груза должна определяться в соответствии с текущей биржевой ценой товара или, в случае отсутствия текущей биржевой цены товара или текущей рыночной цены, путем отсылки к средней стоимости товара такого же рода и качества.

Ограничение, устанавливаемое в виде определенной суммы за килограмм груза с определением уровня максимальной ответственности, используется во многих условиях экспедирования. Здесь и далее выделенный текст заимствован с сайта www.forwarderlaw.com и переведен с англ.

автором Наличие вины клиента должен доказать транспортный экспедитор. Если в качестве клиента действует грузополучатель, то его вина чаще всего проявляется в несвоевременной приемке груза, что нередко влечет порчу или даже утрату. Приведем несколько примеров решения подобных ситуаций из иностранного права.

©. Экспедиторская компания не будет ни при каких обстоятельствах нести ответственность за вызванные задержкой косвенные или последующие убытки ( например, потеря прибыли, потеря рынка).

Статья 35 B (ii ) CIFFA. Ни при каких обстоятельствах экспедитор не будет нести ответственность перед клиентом или владельцем груза за задержку или отклонение в сумме свыше двойного вознаграждения экспедитора, предусмотренного договором. Статья 8.3.2 FIATA. Если грузовой экспедитор отвечает за ущерб, причиненный задержкой, такая ответственность должна быть ограничена суммой, не превышающей вознаграждения, относящегося к услуге, из-за которой эта задержка произошла. Статья 25 SSV. В случае утраты или повреждения груза ответственность экспедитора, действующего в качестве перевозчика, должна быть ограничена следующим образом: За убытки или ущерб, вызванные задержкой, ответственность экспедитора не должна превышать суммы вознаграждения.

Статья 27 C BIFA. Компания ни при каких обстоятельствах не будет ответственной за такие косвенные или последующие убытки, как потеря прибыли, потеря рынка или иные последствия, вызванные задержкой. Перечень убытков открытый. Источник: Консультант Плюс 1. Волков А. В. Возмещение убытков по гражданскому праву России // СПС « КонсультантПлюс».

2. Волков А. В. Возмещение убытков по гражданскому праву России: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.

Видео (кликните для воспроизведения).

С. 27. 3. Садиков О. Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 91. 4. Хохлов В. А. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора: Дис.

Источники


  1. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.

  2. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  3. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
  4. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
Передаем поврежденный груз экспедитору в качестве возмещения вреда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here