Неразграниченные земли земельный кодекс

Самые важные аспекты в статье: "Неразграниченные земли земельный кодекс". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Комментарий к СТ 16 ЗК РФ

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Комментарий к статье 16 ЗК РФ:

1. Положения настоящей статьи дублируют норму п. 2 ст. 214 ГК РФ и устанавливают презумпцию принадлежности земли к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства ее принадлежности к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным).

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).

Согласно ст. 214 ГК государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией. Например, на уровне Российской Федерации права собственника реализуют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).

Федеральный закон о введении в действие ЗК устанавливает особые правила по распоряжению отдельными федеральными земельными участками. Так, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению отдельными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г. Эти правила действуют в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений об их включении в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Указанные полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ на срок полтора года с даты принятия решения о включении в границы населенных пунктов. Данное ограничение срока не применяется в случае, если до истечения срока органами государственной власти субъектов РФ принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками.

[1]

Несмотря на то что в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются все формы собственности на землю, нельзя не заметить некоторых особенностей, свойственных государственной или муниципальной собственности («публичной» собственности). Так, в отличие от частного собственника, у государства, муниципального образования нет обязанности использовать землю. Более того, в государственной и муниципальной собственности находятся земли запаса, которые могут быть использованы, как правило, после перевода их в другую категорию. Монополизировав некоторые виды деятельности, только государство может использовать земельные участки определенного назначения, например предназначенные для объектов по хранению и утилизации оружия массового поражения. Существуют и специфичные основания возникновения, прекращения права собственности государственных и муниципальных образований (национализация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация, реквизиция, приватизация).

2. Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земли на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов «О земле» 1917 г., Декрета ВЦИК «О социализации земли» 1918 г. и Земельного кодекса РСФСР 1922 г. После образования Союза ССР земля была признана собственностью государства в Общих началах землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР в 1928 г. Законом СССР от 06.03.1990 N 1305-1 «О собственности в СССР» была ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю.

В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов РФ производились на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности». В приложениях 1 и 2 к названному Постановлению Верховного Совета РФ содержались перечни объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, и объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ.

Основания для разграничения государственной собственности на землю были закреплены Конституцией 1993 г., согласно которой к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (п. «г» ч. 1 ст. 72).

С реформированием земельных отношений и необходимостью введения многообразия форм собственности на землю потребовалось введение механизма разграничения государственной собственности. Для проведения такого разграничения был принят специальный Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Этот Закон регулировал отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определял основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникало право собственности; устанавливал порядок разграничения государственной собственности на землю.

Процедура разграничения государственной собственности на землю включала формирование перечней земельных участков, издание актов Правительства РФ по утверждению перечней земельных участков, землеустроительные действия по формированию земельных участков, государственный кадастровый учет земельных участков и регистрацию права собственности на землю Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.

Порядок, предусмотренный в названном Законе, являлся весьма сложным и занимал значительное время. Например, подготовка одного перечня земельных участков при отсутствии спора и при наличии всех необходимых документов в среднем занимала 7 — 9 месяцев. В основном разграничение государственной собственности на землю затронуло выделение федеральных земель. Это привело к тому, что с 1 июля 2006 г. ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу.

В современных условиях разграничение государственной собственности на землю производится на основании положений ЗК, ФЗ о введении в действие ЗК и иных федеральных законов. В ст. 3.1 ФЗ о введении в действие ЗК в целях разграничения государственной собственности на землю определены критерии такого разграничения и выделения земельных участков Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (см. комментарий к ст. ст. 17 — 19).

Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 (СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3074).

По смыслу п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 8 и п. «д» ст. 71 , разграничение государственной собственности осуществляется между публично-правовыми образованиями, связанными отношениями субординации и координации, которые основаны на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу не регулируются гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения. Разграничение государственной собственности на землю является специфическим основанием возникновения права собственности на земельные участки.

В п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК закреплен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. В то же время закрепляется, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

По общему правилу право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В то же время законодатель устанавливает определенные исключения из этого правила (см. комментарий к ст. 29).

Неразграниченные земли земельный кодекс

Согласно п. 10 ст.

Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

(введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ)

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

[2]

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 , от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

Неразграниченная собственность на землю что это

текст в предыдущей )

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 168-ФЗ)

иные предусмотренные федеральными земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

иные предусмотренные федеральными земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

4. К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  1. федеральной собственности;
  2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

  • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:

  1. субъекта государственной власти, уста­навливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функ­ции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
  2. собст­венника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники зе­мельных участков.

В соответствии со ст.

Hеразграниченная собственность на землю

124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским за­конодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает

  • земельные участки, принадлежащие на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и
  • земель­ные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации — республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации права собственника осуществляют органы государственной вла­сти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Пра­вительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправ­ления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собствен­ности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государствен­ной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Изменения в Земельный кодекс РФ: новый порядок предоставления земельных участков

С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), которые существенно изменили порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности (далее – публичные земли). Среди ключевых изменений можно указать:

— установление аукциона в качестве основного механизма предоставления публичных земель, исключение конкурса как формы проведения торгов;
— предоставление публичных участков, предусматривающих строительство, только в аренду (передача в собственность запрещена, не считая некоторых исключений);
— установление регламентированной процедуры предоставления участков.

Ниже изложены основные нововведения, касающиеся порядка предоставления участков.

В силу п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из публичных земель осуществляется на основании:

— утвержденного проекта межевания территории либо
— утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Видео (кликните для воспроизведения).

Образование земельного участка может быть инициировано как органами власти (п. 3 ст. 11.10, п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ), так и лицами, заинтересованными в приобретении земельного участка (п. 4. ст. 11.10, п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Лицо, заинтересованное в предоставлении участка через аукцион может по своей инициативе образовать соответствующий участок по следующей процедуре:

— Заинтересованное лицо подготавливает схему расположения земельного участка (если не утвержден проект межевания территории) и направляет ее в уполномоченный орган для утверждения.
— Уполномоченный орган в течение 2 месяцев утверждает вышеуказанную схему расположения земельного участка.
— Заинтересованное лицо обеспечивает подготовку межевого плана земельного участка в соответствии с вышеуказанной схемой или проектом межевания территории (если он утвержден).
— Заинтересованное лицо подает заявление для осуществления кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок (если участок отнесен к неразграниченным землям, то регистрация права не производится).

Между тем, применение данной процедуры существенно ограничено, поскольку подготовка схемы расположения участка заинтересованным лицом невозможна в отношении участков, расположенных в границах населенных пунктов и субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. В отношении таких участков схему может подготовить только сам уполномоченный орган.

Важно учитывать, что изменилось распределение полномочий по распоряжению неразграниченными землями. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений получают право распоряжаться земельными участками в своих границах с момента утверждения ими правил землепользования и застройки (ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). До утверждения правил землепользования и застройки право распоряжения неразграниченными земельными участками в таких поселениях сохраняется за органами местного самоуправления муниципальных районов.

В качестве основного механизма предоставления земельных участков установлены торги в форме аукциона. Законом определен ограниченный перечень исключений, когда участки могут предоставляться без торгов. Эти исключения в большей части составляют случаи, когда участок по сути отношений не может предоставляться на конкурентной основе, например:

[3]

— участки, предоставляемые собственникам зданий (сооружений), расположенных на участке;
— участки, предоставляемые взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
— участки, предоставляемые в силу распоряжения органа власти (Президента РФ, Правительства РФ, главы субъекта РФ) и т.п.

Согласно новым правилам (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ) для подготовки проведения аукциона уполномоченный орган:

— если участок не образован — подготавливает и утверждает схему расположения земельного участка (если утвержденный проект межевания территории), обеспечивает подготовку межевого плана земельного участка, обеспечивает кадастровый учет земельного участка, а также регистрацию прав на него;
— если разрешенное использование участка предусматривает строительство – получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (кроме случаев предоставления участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
— принимает решение о проведении аукциона.

Помимо уполномоченного органа проведение аукциона может быть инициировано заинтересованными лицами. Для этого заинтересованному лицу необходимо:

— образовать его по процедуре, изложенной выше – если участок не образован.
— подать соответствующее заявление о проведении аукциона в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган обязан принять решение о проведении аукциона (либо решение об отказе в его проведении) в течение 2 месяцев со дня поступления соответствующего заявления (пп. 9. п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

В данной статье не описывается процедура проведения аукциона (это отдельная обширная тема), однако среди основных нововведений в этой части можно указать следующие:

Предоставление земельного участка без проведения торгов

Для тех исключительных случаев, когда участок может быть предоставлен без торгов, закон предусматривает следующую процедуру:

— Если участок, предоставляемый без проведения торгов, не образован, то после подготовки схемы расположения участка (в случае если отсутствует проект межевания) заинтересованное лицо должно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
— После принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании земельного участка заинтересованное лицо обеспечивает проведение кадастровых работ, постановку участка на государственный кадастровый учет и регистрацию права государственной или муниципальной собственности на участок (если участок отнесет к неразграниченным землям, то права не регистрируются).
— После этого на основании поданного заинтересованным лицом заявления уполномоченный орган заключает с ним соответствующий договор (купли-продажи, аренды и т.д.).

Положительным моментом в новой процедуре является закрепление в ЗК РФ закрытого перечня оснований для отказа в предварительном согласовании (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ), а также установление сроков для рассмотрения уполномоченным органом власти заявления лица, заинтересованного в предварительном согласовании (п. 3 и 7 ст. 39.15 ЗК РФ).

Новые возможности использования сервитута

Сфера действия частного сервитута, устанавливаемого в отношении публичных земель, значительно расширена. Теперь вместо предоставления участка многие виды использования участка могут осуществляться на основании сервитута. Так, например, сервитут может быть установлен для проведения изыскательских работ, работ, связанных с пользованием недрами, и размещения ряда объектов, не препятствующих использованию земельного участка: линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений.

Интересным новвовведением является возможность заключения соглашения о сервитуте не собственником публичного земельного участка, а его арендатором, земплепользователем на ином праве, если срок аренды (либо иного права пользования) составляет более одного года.

Анализ нового порядка предоставления участков приводит к выводу, что в значительной части законодатель закрепил в законе отношения, которые ранее фактически сложились в этой сфере (например, в части подготовки заинтересованным лицом участка к проведению торгов).

В любом случае, новый порядок предоставления участков наделяет заинтересованных лиц новыми возможностями для получения прав на публичные земли и должен поспособствовать более масштабному включению публичных земель в гражданский оборот.

Глава III. Собственность на землю (ст.ст. 15 — 19)

Глава III. Собственность на землю

О праве собственности и других вещных правах на землю см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации

См. схему «Право частной собственности на землю и право публичной собственности на землю»

>
Собственность на землю граждан и юридических лиц
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Неразграниченные земли земельный кодекс

С 1 января 2017 г. изменяется порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о вступлении в силу с 1 января 2017 г. ряда положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). Информационное письмо № 581

11.10.2016 Goltsblat BLP, www.gblplaw.com

«Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

Эти положения касаются органов власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Напомним, что в настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утверждённых правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С 1 января 2017 г. зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения. Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.

В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.

Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений, у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ).

С уважением,
Юридическая фирма Goltsblat BLP LLP

Russia Law Firm of the Year 2015
Chambers Europe Awards

International Law Firm of the Year 2014 — Europe
The Lawyer European Awards

Chambers Europe Award for Excellence 2014

Видео (кликните для воспроизведения).

Информационные письма Goltsblat BLP LLP являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.

Контакты

Виталий Можаровский

Партнер,
Недвижимость и строительство,
Goltsblat BLP

Владислав Сурков

Партнер,
Недвижимость и строительство,
Goltsblat BLP

Максим Попов

Руководитель направления,
Недвижимость и строительство,
Goltsblat BLP

Статья 16. Государственная собственность на землю

СТ 16 ЗК РФ

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарий к Статье 16 Земельного кодекса РФ

Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. ст. 9 — 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, РФ и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

В Советском Союзе в условиях существования исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик.

С образованием независимого государства Российской Федерации входящие в его состав республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург признаны субъектами РФ, обладающими правом государственной собственности на землю. Возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между РФ и ее субъектами.

Впервые федеральные земли были выделены Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 » была=»» г.=»» государственной=»» законом=»» землю=»» землю».

В соответствии с ним основанием государственной регистрации права собственности являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Указанные перечни готовились в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Был утвержден целый ряд таких перечней, однако практика показала, что предусмотренная процедура их подготовки и согласования настолько сложна, что процесс разграничения государственной собственности на землю грозит затянуться на долгие годы.

В связи с этим Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» был отменен, а ФЗ о введении в действие ЗК РФ дополнен нормами, регламентирующими основания такого разграничения.

Установлено, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки, но в дальнейшем регистрация указанного права будет осуществляться непосредственно при наличии указанных в законе оснований.

Соответственно, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнен новой ст. 30.1, в соответствии с которой государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В таком заявлении должно быть указано основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности данных субъектов.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Однако распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 этого ФЗ, т.е. такими, которые отнесены к федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них (если федеральным законом не предусмотрено иное).

Данным пунктом установлен и порядок распоряжения такими земельными участками. По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Однако в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений только в том случае, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что оно осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

При этом в городах Москве и Санкт-Петербурге распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти самих этих субъектов РФ, однако их законами может быть установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

В соответствии с Законом г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве» (ст. 4), органы исполнительной власти г. Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Этим Законом установлено также, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду. При этом земельные участки, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, в аренду для строительства гражданам и юридическим лицам не предоставляются.

Исключения из изложенных выше правил разграничения государственной собственности на землю могут быть предусмотрены законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (если иное не предусмотрено ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В 2014 г. ЗК РФ был существенно дополнен несколькими главами, посвященными регламентации отношений, связанных с государственной и муниципальной собственностью на землю: уточнен, упорядочен и детализирован порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установления сервитута на таких участках, восполнены существовавшие до последнего времени пробелы в законодательстве, связанные с определением порядка обмена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на земельные участки, находящиеся в частной собственности, перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ; введен порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (см. комментарий к главам V.1 — V.6).

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

  2. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.
Неразграниченные земли земельный кодекс
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Срок действия нотариальной копии документа

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here