Методические рекомендации по оценке сервитута

Самые важные аспекты в статье: "Методические рекомендации по оценке сервитута". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут признаны недействующими

Судом было, в частности, установлено, что ряд разделов «Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденных Росземкадастром 17.03.2004, сформулированы в виде нормативных предписаний. В частности, пункты 2.1, 2.5 носят обязательный характер и в них устанавливается требование о соразмерности установления платы за сервитут размеру причиненных собственнику убытков. При этом срок действия оспариваемого акта не установлен.

Таким образом, документ затрагивает права, свободы и обязанности граждан, содержат все признаки нормативного правового акта, поэтому подлежал регистрации в Минюсте России РФ и официальному опубликованию. Поскольку эти требования соблюдены не были, Верховный Суд РФ признал документ недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Разработаны методические указания по установлению порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев

24.09.2019 вступает в силу постановление Правительства РФ от 10.09.2019 № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», принятое в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Методические указания применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев.

В порядок включаются положения, регулирующие проведение следующих мероприятий:

отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных;

возврат потерявшихся животных их владельцам;

возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.

В качестве исполнителей могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядком должны регламентироваться действия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, устанавливаться требования к используемым ими способам отлова животных, автотранспортным средствам, в которых осуществляется транспортировка животных, включая требования к оснащению автотранспортных средств специальными техническими приспособлениями, обеспечивающими безопасность людей и гуманное обращение с животными, питьевой водой для животных, аптечкой для оказания экстренной помощи человеку, а также к размещению на автотранспортном средстве, в котором осуществляется транспортировка животных без владельцев, надписи, содержащей сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

В порядке также определяются условия транспортировки животных без владельцев, в том числе максимальное количество перевозимых в автотранспортном средстве животных без владельцев, предельное время и расстояние их транспортировки от места отлова, условия транспортировки животных разных видов, а также сроки передачи животных без владельцев в приюты с момента отлова.

Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура

ПРОТОКОЛ № 1 Общественных слушаний с целью установления публичного сервитута на территории Красноармейского муниципального района

Место проведения общественных слушаний: Приморский край, Красноармейский район, с.Новопокровка, ул. Советская, 74

Дата и время проведения общественных слушаний: 16 сентября 2019 года, 11 ч.00 м.

И.В. Карпович – первый заместитель главы администрации КМР, председатель комиссии;

[2]

Ю.А. Ноженко – начальник отдела экономики, управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства АКМР, заместитель председателя комиссии;

Г.В. Романова – заместитель начальника отдела экономики, управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства АКМР, секретарь комиссии.

А.А. Стововая – главный специалист 1-го разряда отдела экономики, управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства АКМР;

Т.Н. Пичугина – главный специалист 1-го разряда отдела экономики, управления муниципальным имуществом, архитектуры и градостроительства АКМР.

Повестка дня:

  1. Провести общественные слушания с целью установления публичного сервитута на земельных участках:

1.1. С кадастровым номером 25:06:260101:396, общей площадью
2300 кв. м, адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, район Красноармейский, с. Дальний Кут, ул. Школьная, д.1. Категория земель: земли населенных пунктов.

Сфера действия (границы) сервитута составляет 3,60 кв. м и определена строго в границах, указанных в выписке ЕГРН с кадастровым номером 25:06:260101:396. Срок действия сервитута – постоянно.

1.2. С кадастровым номером 25:06:260101:399, общей площадью
22,86 кв. м, адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 715 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, район Красноармейский, с. Дальний Кут, ул. Восточная, д.13А. Категория земель: земли населенных пунктов. Право безвозмездного пользования. Пользователь: Килин Сергей Семёнович.

Сфера действия (границы) сервитута составляет 22,86 кв. м и определена строго в границах, указанных в выписке ЕГРН с кадастровым номером 25:06:260101:399.

Срок действия сервитута – постоянно.

Цель установления публичного сервитута – использования земельного участка в целях ремонта электрических линий и сетей.

Место проведения общественных слушаний – в здании администрации Красноармейского муниципального района, кабинет первого заместителя главы администрации Красноармейского муниципального района. Почтовый адрес: 692171, Приморский край, Красноармейский район, с. Новопокровка, ул. Советская, 74.

Предложений и рекомендаций в адрес организатора общественных слушаний не поступило.

По первому вопросу слушали Ю.А. Ноженко

На общественные слушания собственники и пользователи земельных участков на которых планируется установить публичный сервитут не явились, письменных предложений не поступило, комиссия

Читайте так же:  Очередные отпуска при ликвидации предприятия

РЕШИЛА:

Одобрить возможность установления публичного сервитута.

Обеспечить опубликование настоящего протокола в 10-дневный срок со дня его подписания в районной газете «Сихотэ-Алинь» и на официальном сайте администрации Красноармейского муниципального района Приморского края.

Подготовить постановление об установлении публичного сервитута на земельных участках указанных в п.1 настоящего протокола и обеспечить его опубликование в районной газете «Сихотэ-Алинь» и разместить на официальном сайте администрации Красноармейского муниципального района.

Копию постановления об установлении публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия направить правооблодателям земельных участков.

Обеспечить государственную регистрацию ограничения права на земельный участок в связи с установлением публичного сервитута.

Плата за сервитут

Собственник обремененного частным сервитутом земельного участка также вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату. Причем в отличие от публичных сервитутов здесь нет специального условия о наличии существенных затруднений в использовании земельного участка как необходимого для возможности требовать плату.

Плату целесообразно устанавливать в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть установлена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком. При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Росземкадастр разработал Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, в соответствии с которыми выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Соразмерность платы за сервитут убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — реального ущерба);

размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — упущенной выгоды);

размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Соразмерная плата за сервитут как при ее единовременной выплате, так и при ее периодических выплатах должна быть эквивалентна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в течение всего срока, на который сервитут установлен, с учетом текущей неравноценности таких убытков, причиненных в разное время в течение этого срока.

Размер реального ущерба, который причинен собственникам незастроенных земельных участков или иного объекта недвижимости в результате установления сервитута, определяется в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка или иного объекта недвижимости без учета ограничений прав собственника в результате установления сервитута и рыночной стоимостью земельного участка или иного объекта недвижимости с учетом ограничений прав собственника в результате установления сервитута. Рыночная стоимость иного объекта недвижимости определяется на основании отчета об оценке объекта недвижимости, выполненного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Под упущенной выгодой собственника земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, понимается неполученный доход, который собственник земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены. Расчет размера упущенной выгоды осуществляется путем дисконтирования будущих неполученных за период восстановления нарушенного производства доходов, которые собственник земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены.

Доходом собственника земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами.

Собственник участка, обремененного сервитутом, т. е. служащего участка, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в пользу которых установлен сервитут, соразмерную плату за

Такое же требование соразмерной платы возможно и при установлении публичного сервитута. Как и все другие права на землю сервитуты подлежат государственной регистрации. «Оценка стоимости

публичный сервитут, соразмерную плату. 8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением.
Земельный кодекс Российской Федерации уточняет виды стоимостных оценок земли и сферы их применения.

которых установлен сервитут, соразмерной платы.
обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований

Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут признаны недействующими

Решение о признании недействующими Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 марта 2004 г, принял Верховный Суд РФ.

Читайте так же:  Сроки уплаты алиментов после выплаты зарплаты

В своем решении от 18.12.2014 N АКПИ14-1093 Верховный Суд РФ сослался на следующее:

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с пунктами 8 — 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения — издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно.

Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10).

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (пункт 11).

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (пункт 19).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Временные рекомендации утверждены Федеральной службой земельного кадастра России в пределах полномочий, предоставленных ей в соответствии с подпунктом 8 пункта 7 Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. N 22, действовавшим в период их издания.

Временные рекомендации состоят из нескольких разделов, содержат определения понятий: сервитут, частный сервитут, публичный сервитут, соглашение о сервитуте, соразмерная плата за сервитут, оценка соразмерной платы за сервитут; устанавливают порядок определения оценки соразмерной платы за сервитут, размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера убытков, причиненных досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами. При этом положения разделов II — V сформулированы в виде нормативных предписаний, а пункты 2.1 и 2.5 имеют обязательный характер, затрагивают права собственников и пользователей земельных участков, которыми могут быть и граждане. Срок действия оспариваемого акта не установлен.

Таким образом, Временные рекомендации имеют все признаки нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан, в связи с чем подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

[3]

Между тем в нарушение приведенных выше норм Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Временные рекомендации не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и не были официально опубликованы в установленном порядке.

Согласно разъяснению пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

На основании изложенного Верховным Судом РФ были признаны недействующими Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 марта 2004 г.

Читайте так же:  Справки от соседей о гражданском браке

VI. Рекомендации по проведению оценки соразмерной платы за сервитут и оформлению их результатов

6.1. Расчет соразмерной платы за сервитут осуществляется на основании договора на оказание услуг по оценке соразмерной платы за сервитут.

6.2. При проведении расчета соразмерной платы за сервитут:

— устанавливаются количественные и качественные характеристики земельных участков, обремененных сервитутом, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, для чего осуществляется сбор и обработка —

правоустанавливающих документов, сведений о других ограничениях земельных участков, обремененных сервитутом, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, правами иных лиц;

Видео (кликните для воспроизведения).

данных кадастрового и технического учета, относящихся к земельных участкам, обремененным сервитутом, находящимся на них объектам недвижимости, иным объектам недвижимости, обремененным сервитутом; информации о технических и эксплуатационных характеристиках земельных участков, обремененных сервитутом, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом; другой информации, связанной с земельными участками, обремененными сервитутом, находящимися на них объектами недвижимости, иными объектами недвижимости, обремененными сервитутом, необходимой для установления их количественных и качественных характеристик;

— определяется и анализируется рынок, к которому относятся земельные участки, обремененные сервитутом, находящиеся на них объекты недвижимости, иные объекты недвижимости, обремененные сервитутом, его история, текущая конъюнктура и тенденции, а также их аналоги земельных участков, обремененных сервитутом, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, и обосновывается их выбор;

— осуществляются необходимые расчеты соразмерной платы за сервитут с учетом полученных количественных и качественных характеристик земельных участков, обремененных сервитутом, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, результатов анализа рынка, к которому они относятся, а также рисков и другой информации;

— определяется итоговая величина соразмерной платы за сервитут. Итоговая величина соразмерной платы за сервитут, выраженная в рублях в виде единой величины, если иное не предусмотрено в договоре на оказание услуг по оценке соразмерной платы за сервитут.

6.3. Расчет соразмерной платы за сервитут оформляется письменным заключением о величине соразмерной платы за сервитут (далее — заключение о величине соразмерной платы за сервитут), содержащим итоговую величину соразмерной платы за сервитут.

Итоговая величина соразмерной платы за сервитут, указанная в заключении о величине соразмерной платы за сервитут, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, признается достоверной и рекомендуемой для возмещения собственникам земельных участков, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В заключении о величине соразмерной платы за сервитут указывается календарная дата, по состоянию на которую определена соразмерная плата за сервитут.

Итоговая величина соразмерной платы за сервитут, указанная в заключении о величине соразмерной платы за сервитут, составленном в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, может быть признана рекомендуемой для целей выплаты соразмерной платы за сервитут, если с даты составления заключения о величине соразмерной платы за сервитут до даты ее выплаты (при единовременной выплате) или начала ее выплаты (при периодических выплатах) прошло не более 6 месяцев.

6.4. При проведении расчета соразмерной платы за сервитут используется достоверная и достаточная информация.

Используемая при проведении расчета соразмерной платы за сервитут информация является достоверной, если заключение о величине соразмерной платы за сервитут, составленное на ее основе, позволяет пользователю этого заключения на основании его данных сделать правильный вывод о величине соразмерной платы за сервитут и принять базирующееся на этом выводе обоснованное решение о выплате соразмерной платы за сервитут.

Используемая при проведении расчета соразмерной платы за сервитут информация является достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к изменению характеристик, использованных при проведении расчета соразмерной платы за сервитут и итоговой величины соразмерной платы за сервитут, установленной в заключении о величине соразмерной платы за сервитут.

6.5. Расчет соразмерной платы за сервитут является обоснованным при условии подтверждения данного расчета и итоговой величины соразмерной платы за сервитут, содержащейся в заключении о величине соразмерной платы за сервитут, необходимыми расчетами соразмерной платы за сервитут, анализом рынка, к которому относятся земельные участки, обремененные сервитутом, находящиеся на них объекты недвижимости, иные объекты недвижимости, обремененные сервитутом, их количественными и качественными характеристиками, и другой достоверной и достаточной информацией.

6.6. В заключение о величине соразмерной платы за сервитут рекомендуется, в том числе, включать:

сведения об обстоятельствах, вызвавших необходимость выплаты соразмерной платы за сервитут, описание их признаков;

сведения об основаниях для выплаты соразмерной платы за сервитут;

сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок, иной объект недвижимости, обремененный сервитутом;

сведения о других обременениях прав на земельный участок или иной объект недвижимости, обремененный сервитутом, и самого земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом;

основание возникновения права на земельный участок или иной объект недвижимости, обремененный сервитутом, у их собственников;

определение правомочий собственника на земельный участок или иной объект недвижимости, обремененный сервитутом;

описание земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в том числе их целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, права иных лиц на земельный участок или иной объект недвижимости, обремененный сервитутом, разделение имущественных прав на земельный участок или иной объект недвижимости;

описание зданий, строений, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, расположенных в пределах земельного участка, обремененного сервитутом, а также результатов работ и антропогенных воздействий, изменяющих качественные характеристики земельного участка, обремененного сервитутом;

фотографии земельного участка и его улучшений или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом;

Читайте так же:  Доверенность для адвоката на ведение дел в суде

характеристику состояния рынка земли и иной недвижимости, прав на земельные участки и иные объекты недвижимости.

Методические рекомендации по оценке сервитута

Методические рекомендации по оценке сервитута

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Как определить размер платы за сервитут? Размер платы за сервитут в судебной практике Порядок изменения платы за сервитут Плата за публичный сервитут Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 23 ЗК РФ. Ведь конкретики в нормах ГК РФ и ЗК РФ не содержится.

В настоящее время вопрос об определении соразмерной платы за сервитут решаются судами исходя из общих «пожеланий» вышестоящих судебных инстанций. Например, в п. 12

«Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»

; утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2019 года, указывается следующее: «.Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Ранее, например, в определении от 11.06.2015 по делу N 301-ЭС14-9021, А43-11824/2013 Верховный Суд РФ указывал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит сформировать размер платы за сервитут в соответствии с положениями п.

5 ст. 274 ГК РФ, а также с учетом: Определение понятия сервитут (частный сервитут) Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений). Исковое заявление об установлении сервитута Исковое заявление о прекращении сервитута Исковое заявление об установлении или изменении платы за сервитут

Пример отчета об оценке сервитута земельного участка

На законодательном уровне оценка стоимости использования участка по соглашению сервитута сумма убытка должна быть соразмерной утратам.

Именно поэтому для всех сторон важно достоверно провести оценку.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа → Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно): Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.

Это быстро и бесплатно! Сервитуты накладывают ограничения на земельные участки, при этом не лишая собственника прав владения имуществом.

Тем не менее необходимость в соглашении чаще всего возникает, когда: Ссылаясь на действующие нормы в Земельном кодексе Российской Федерации, соглашение о сервитуте заключается одним из двух способов:

  • В добровольном порядке между землевладельцами;
  • По судебному решению или в соответствии с правовыми нормами на уровне местной администрации.

При этом, если речь идёт о прокладывании инженерной сети, такое соглашение должно проходить государственную регистрацию.

Методы определения данной суммы включают в себя четыре ключевых фактора, а именно: Примерная таблица отчётов по экспертизе упомянутым выше методом выглядит следующим образом:

Методические рекомендации по оценке сервитута

Расчет соразмерной платы за сервитут осуществляется на основании договора на оказание услуг по оценке соразмерной платы за сервитут.

Методические рекомендации по оценке сервитута

5.1. Расчет соразмерной платы за сервитут осуществляется на основании договора на оказание услуг по оценке соразмерной платы за сервитут. 5.2. При проведении расчета соразмерной платы за сервитут — устанавливаются количественные и качественные характеристики земельных участков, обремененных сервитутом, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, для чего осуществляется сбор и обработка — правоустанавливающих документов, сведений о других ограничениях земельных участков, обремененных сервитутом, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, правами иных лиц; — определяется итоговая величина соразмерной платы за сервитут.

Итоговая величина соразмерной платы за сервитут, выраженная в рублях в виде единой величины, если иное не предусмотрено в договоре на оказание услуг по оценке соразмерной платы за сервитут.

Верховный Суд России признал недействительными Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 марта 2004 года

В связи с вышеизложенным, Верховный суд РФ решил: заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Луч» удовлетворить. Признать недействующими Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 марта 2004 г., со дня вступления решения суда в законную силу.

Срок на обжалование решения суда в апелляционную коллегию ВС РФ истекает в ближайшее время и вероятность подачи жалобы маловероятна. С текстом решения суда можно ознакомиться по ссылке.

Плата за сервитут, к вопросу установления соразмерности

Рубрика: Государство и право Дата публикации: 10.04.2015 2015-04-10 Статья просмотрена: 1162 раза Татаринова О.

Существуют классические методы подхода к оценке земельных участков, рассмотрим те из них, которые можно использовать по отношению к сервитуту [5]: 1. Затратный — то есть, предполагаемый инвестор не заплатит за земельный объект большую цену, чем за аналогичный участок (не учитывается возможность использования доли земельного участка с обременением).

2. Сравнительный — за основу берутся имеющиеся на рынке аналоги с учетом обременений, при прочих равных условиях. Сложности — не корректное оформление участков с обременениями; выделение доли сервитута, приходящейся на оцениваемый земельный участок. 3. Доходный — то есть, соотношение между будущими доходами от земельного участка и расходами от него.

Читайте так же:  Главрач больницы заверяет доверенности для банка

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред.

от 22.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред.

от 08.03.2015) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 3. Письмо Министерства Экономического развития РФ от 21 октября 2009 г.№ Д23–3470 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред.

от 08.03.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Трифонова В. А., Проблемы оценки рыночной стоимости прав на земельные участки, с учетом обременений (сервитутов) в Российской Федерации// Оценщинк.ру URL: http://www.ocenchik.ru/docs/310.html#comments (дата обращения 29 марта 2015 г) 6.

«Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут»

(утв. Росземкадастром 17.03.2004) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 7. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А14–14281/2012 По делу о взыскании задолженности по плате за сервитут земельного участка.

Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 9. Решение Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14–1093 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Плата за сервитут

размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — реального ущерба); размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — упущенной выгоды); размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Доходом собственника земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами.

Процедура и особенности оценки сервитута

м земли * общий объём отчуждаемой земли в процентном соотношении к площади участка Вторая часть расчетов представляет собой уравнение, в котором определяемся стоимость использования участка, если он используется на праве постоянного бессрочного пользования, но максимальный срок составит сорок девять лет: Это та сумма, которую инициатор установления сервитута должен был бы выплатить, если бы пользовался участком на праве постоянного бессрочного пользования в течение 49 лет.

Разница составит 720 тысяч рублей.

Эта сумма прибавляется к базовой стоимости всех понесенных убытков: 3150000+720000=3870000 рублей. Реальный ущерб формируется путем установления разницы между рыночной стоимостью участка без установления обременения и с таковым. Общая стоимость сервитута в этом случае составит 3870000+450000=4320000 рублей.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11 июня 2015 г

N 301-ЭС14-9021 Суд отменил принятые ранее судебные решения и направил дело на новое рассмотрение, поскольку при определении размера платы за установление сервитута необходимо учитывать срок и площадь установления сервитута, характер и интенсивность использования земельного участка собственником, а также размер реального ущерба, причиненного собственнику земельного участка, исходя из периода установления сервитута Резолютивная часть определения объявлена 4 июня 2015 года.

Полный текст определения изготовлен 11 июня 2015 года. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Попова В.В.

судей Борисовой Е.Е. и Грачевой И.Л. решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.11.2013 исковые требования удовлетворены.

Суд установил плату за указанный сервитут в размере 53 567 160 рублей 90 копеек, также взыскал 40 000 рублей расходов по экспертизе. Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.12.2014 постановление суда апелляционной инстанции от 05.09.2014 оставлено без изменения.

[1]

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Нечаев М.Г. возражал против доводов кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции.

Между тем судами не учтено следующее.

Однако данный подход противоречит положениям статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение от 26.11.2013 по делу Арбитражного суда Нижегородской области N А43-11824/2013, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.12.2014 отменить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дело N А43-11824/2013 передать в Арбитражный суд Нижегородской области на новое рассмотрение.

Источники


  1. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.

  2. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.

  3. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  4. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
Методические рекомендации по оценке сервитута
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here