Кто устанавливает статус недропользователя

Самые важные аспекты в статье: "Кто устанавливает статус недропользователя". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Кто устанавливает статус недропользователя

Закон О недрах

N 499-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 459-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г.

N 458-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г. Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г. Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 408-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г. Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г. Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

своевременно и в полном объеме вносить платежи за пользование недрами; 2.5.

не допускать разработки месторождений и иного пользования недрами за границами горного отвода; 2.11.

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ С ЦЕЛЬЮ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ

Кто устанавливает статус недропользователя

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами (ст.9). При этом пользователь недр в соответствии со статьей 22 имеет следующие основные права: • использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, и не противоречащей действующему законодательству; • использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье и отходы своего производства в соответствии с лицензией и действующим законодательством; • обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

В соответствии со статьями 17 и 23-3 пользователь недр обязан: • соблюдать технологические схемы переработки минерального сырья, вести учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; • соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных количественных и качественных полезных ископаемых и их выборочной отработки; • предоставлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации в органы государственной статистики; • обеспечить безопасность работ, связанных с пользованием недрами; • соблюдать утвержденные в установленном порядке правила, инструкции, нормативы и стандарты по охране окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; • выполнять условия, установленные лицензией; своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами; • иметь необходимую квалификацию и опыт, подтвержденные в установленном порядке, на проведение работ, связанных с пользованием недрами.

Правовой режим использования и охраны недр

; — для сбора минералогических, палеонтологических и других геологиче­ских коллекционных материалов (ст.

6 Закона РФ «О недрах»). Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Кто устанавливает статус недропользователя

Однако проект Федерального закона «О недрах», разработанный Правительством, предлагает принципиально изменить концепцию правоотношений в области изучения и использования недр. Цель этих изменений — фактически ликвидировать: а) право государственной собственности на недра, б) право государственного контроля за разведкой и добычей полезных ископаемых, в) право государственного контроля за информацией в области разведки и использования недр. Ш 8-10 % мирового объема добычи нефти, Ш второе место в мире по добыче металлов платиновой группы и алмазов.

Пора честно признать, что Россия фактически стала сырьевым придатком индустриально развитых стран. Неприятная констатация, но она неумолимо следует, в частности, из факта, что большая часть производимых в России цветных металлов вывозится за рубеж: Проект нового закона открыто защищает интересы добывающих компаний (собственников прав на разведку и добычу полезных ископаемых) в ущерб государственным интересам РФ и граждан России.

3, 18 ФКЗ «О Правительстве РФ».

Положение ст. 10 проекта ФЗ «О недрах» о том, что недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются федеральной собственностью — чистая формальность, поскольку оно перечеркивается всем содержанием законопроекта.

Таким образом, в перечень полномочий органов власти РФ и органов власти субъектов не входит владение, пользование и распоряжение недрами. Дальнейшее содержание закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы. Кто же так маниакально «продавливает» этот законопроект?

Ответ на этот вопрос очевиден, если рассмотреть параллельно четыре наиболее активно обсуждаемых в обществе законопроектов: Земельный кодекс-> Лесной кодекс ->Водный кодекс ->Закон о недрах Патриоты России ещё раз обращаются к власти с требованием:

«Одумайтесь, остановите разграбление национальных богатств России!»

. депутат ГД ФС РФ заместитель Председателя ЦК КПРФ академик РАСХН

Закон от 21 февраля 1992 г

Основания для прекращения права пользования недрами Статья 21. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами Статья 21.1.

Пользование участками недр при досрочном прекращении права пользования участками недр Статья 22.

Основные права и обязанности пользователя недр Перечень организаций, указанных в части первой настоящей статьи, должностных лиц и работников таких организаций, а также виды, типы, модели оружия, патроны к нему и нормы обеспечения служебным оружием устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Раздел III. Рациональное использование и охрана недр Статья 23.1. Геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр Статья 23.2. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых Статья 23.3.

Кто устанавливает статус недропользователя

Недропользователь: реестр пользователей недр, госзакупки, права и обязанности, недропользование России и Казахстана

  • Недропользователь — это, определение
  • Закон «О недрах» и полномочия государства в сфере регулирования отношений недропользования
  • Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
  • Права и обязанности пользователей недр
  • Платежи, аукционы, лицензии и антимонопольные требования при пользовании недрами
  • Реестры недропользователей и тендерные государственные закупки
  • Источники к статье «Недропользователь»

Пользователь недр — это субъект, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование.

Недропользователь (Subsoil user) — это Аспекты, связанные с недропользованием, в РФ регулируются несколькими нормативно-правовыми актами (НПА), но ключевую роль играет закон РФ 2395-1 «О недрах «, принятый еще в 1992 году.

Читайте так же:  Патент лиц прибывших в россию для заработка

Недропользователями могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Недропользователь (Subsoil user) — это

государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых; заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке; территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации; геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений. Недропользователь (Subsoil user) — это Права пользования недрами: — Переход прав на использование недр. — Ограничение пользования недрами.

— Сроки пользования участками недр. — Требования к недропользоавтелям.

— Лицензия на пользование недрами.

— Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр. — Основания для прекращения права пользования недрами.

Недропользователь (Subsoil user) — это Недропользователь (Subsoil user) — это Недропользователь (Subsoil user) — это

Правовое регулирование установления и изменения границ участков недр (Горохов К

Правовой механизм предоставления недр в пользование: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2013. См.: Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293.

Здесь употребление термина «имущество» вызвано исключительно временем написания работы ученого. В настоящее время недра не являются предметом регулирования гражданского права и исключены из гражданского оборота.

Штоф А.А. Горное право. Сравнительный очерк горного законодательства в России и Западной Европе. СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1882.

Часть первая. Главные основания горного и соляного законодательств.

Права и обязанности недропользователей

Содержание права недропользования составляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Конкретный набор таких прав и обязан­ностей зависит от вида пользования недрами.

Наиболее общие права и обязанности недропользователей закреплены Законом РФ «О недрах». В соответствии со ст. 22пользователь недр имеет право:

— использовать предоставленный ему участок недр в соответствии с це­лями, обозначенными в лицензии;

— самостоятельно выбирать формы своей деятельности;

— использовать результаты своей деятельности (в соответствии с лицен­зией);

[3]

— использовать отходы своего горнодобывающего и другого производст­ва, если иное не установлено в лицензии;

— ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода;

— проводить геологическое изучение недр в границах горного отвода;

— обращаться в компетентные органы по поводу пересмотра условий ли­цензии при возникновении новых обстоятельств.

Вместе с темпользователь несет обязанности по:

— соблюдению законодательства о недрах;

— соблюдению требований технических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезных ископаемых;

— ведению геологической и иной документации и представлению досто­верной геологической информации в компетентные государственные органы;

— безопасному ведению работ, связанных с недропользованием;

— соблюдению правил охраны недр, окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием;

— приведению участков земли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшего использования;

[2]

— обеспечению сохранности или ликвидации горных выработок и буро­вых скважин в соответствующих случаях;

— выполнению условий лицензии;

— своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.

Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, приго­родных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть ча­стично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или ок­ружающей природной среде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9625 —

| 7582 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Кто устанавливает статус недропользователя

3. Нарушенные права недропользователей подлежат восстановлению в полном объеме. Вред, причиненный недропользователю, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 16. Обязанности недропользователей 1.

Недропользователи обязаны: 1.1. соблюдать требования настоящего Кодекса, иных актов законодательства о недрах, законодательства об охране окружающей среды, законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требования технических нормативных правовых актов; 1.2. обеспечивать безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

Правовой режим использования и охраны недр

Законодательство о Законодательство, регулирующее горные отношения, складывается из ряда федеральных законов и других нормативных актов.

Основополагаю­щим кодифицированным актом в системе законодательства о недрах являет­ся Закон РФ «О недрах» (в редакции 1995 г.).

К числу важнейших актов относятся: федеральные законы «О континен­тальном шельфе РФ»1995 г., «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О согла­шениях о разделе продукции» 1995 г.

Понятие и виды права пользования недрами В зависимости от целей использования право недропользования может подразделяться на следующие виды: — для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из минерального сырья неорганического и органического происхожде­ния, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; — для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопро­водов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения от­ходов производства, сброса сточных вод и т.

Правовое регулирование установления и изменения границ участков недр (Горохов К

подтверждение с помощью геологической и иной информации о недрах следующих данных: — полезные ископаемые на нижележащей части за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения этого полезного ископаемого (абз.

2 подп. «б» п. 8); — полезные ископаемые за пределами участка недр (за исключением нижележащей части недр), поставленные на баланс, являются частью месторождения этого полезного ископаемого (абз.

3 подп. «б» п. 8); — выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений полезных ископаемых (абз. 4 подп. «б» п. 8)

Кто устанавливает статус недропользователя

не закрепляет статус как публичного общественного достояния нынешнего и будущих поколений российских граждан; б) не содержит никаких гарантий права граждан России на недра, гарантий защиты интересов населения при предоставлении участков в пользовании; в) не дает никаких гарантий коренным малочисленным народам, в большинстве своем проживающих в местах, богатых полезными ископаемыми, на защиту территорий традиционного природопользования; г) не дает гарантии гражданам на получение информации о готовящихся решениях органов власти о выделении участков недр в пользование; д) не дает гарантии участия граждан в решении вопросов использования недр и их охраны.

Читайте так же:  Перевод на другую должность во время отпуска

> «> Кто устанавливает статус недропользователя

Кто устанавливает статус недропользователя

Далее, нормами той же статьи Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливаются особые требования к субъектному составу пользователей недр по участкам недр федерального значения. К участкам недр федерального значения относятся участки недр, отвечающие критериям, установленным статьей 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах». Помимо общих требований, в отношении данной категории участков недр законодателем установлены специальные требования к структуре уставного капитала и опыту проведения работ, связанных с пользованием недрами.

[1]

Так, пользователями таких участков недр могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае одновременного исполнения двух условий: — наличия опыта освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет; — обязательность создания юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации; — наличие выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов. Установление подобных ограничений вполне обоснованно и обусловлено особой стратегической значимостью добываемого минерального сырья. — наличие лицензии на пользование недрами по основному виду полезных ископаемых; — наличие утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Кто устанавливает статус недропользователя

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами (ст.9). При этом пользователь недр в соответствии со статьей 22 имеет следующие основные права: • использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, и не противоречащей действующему законодательству; • использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье и отходы своего производства в соответствии с лицензией и действующим законодательством; • обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

В соответствии со статьями 17 и 23-3 пользователь недр обязан: • соблюдать технологические схемы переработки минерального сырья, вести учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья; • соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных количественных и качественных полезных ископаемых и их выборочной отработки; • предоставлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации в органы государственной статистики; • обеспечить безопасность работ, связанных с пользованием недрами; • соблюдать утвержденные в установленном порядке правила, инструкции, нормативы и стандарты по охране окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; • выполнять условия, установленные лицензией; своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами; • иметь необходимую квалификацию и опыт, подтвержденные в установленном порядке, на проведение работ, связанных с пользованием недрами.

Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде предусмотрены целым рядом правовых норм, установленных законами и подзаконными актами.

разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране недр и защите месторождений; 2.14.

Статья 17. Особенности пользования недрами собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков 1.1.

добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубину до двух метров; 1.2.

Кто устанавливает статус недропользователя

Заключаемые в этом случае формы договорных отношений закрепляются в лицензии. 7.1. Лицензии выдаются для геологического изучения недр на срок до 5 лет, для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, — на срок до 20 лет, при совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых — на срок до 25 лет.

7.2. Лицензии на право строительства и эксплуатации отдельных видов подземных сооружений, образования особо охраняемых объектов могут выдаваться без ограничения срока их действия. 7.3. При проектном сроке отработки месторождения полезного ископаемого более 20 лет по инициативе владельца лицензии срок ее действия может быть продлен.

7.4. Срок действия лицензии исчисляется со дня ее регистрации. 8.1. Лицензия должна содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами; срок действия лицензии и срок начала работ; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении; соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; условия выполнения установленных законодательством Российской Федерации, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; условия продления срока действия лицензии; объемы и виды сбрасываемых в недра отходов производства и промышленных сточных вод.

Права и обязанности недропользователей

ли­цензии при возникновении новых обстоятельств. Вместе с тем пользователь несет обязанности по: — соблюдению законодательства о недрах; — соблюдению требований технических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезных ископаемых; — ведению геологической и иной документации и представлению досто­верной геологической информации в компетентные государственные органы; — безопасному ведению работ, связанных с недропользованием; — соблюдению правил охраны недр, окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием; — приведению участков земли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшего использования; — обеспечению сохранности или ликвидации горных выработок и буро­вых скважин в соответствующих

Кто устанавливает статус недропользователя

Как видно из этой статьи, данное положение распространяется и на стратегическое сырье.

Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость. Госкадастр полезных ископаемых Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр, их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Требования к пользователям недр установлены в ряде нормативных правовых актов Российской Федерации, включая: Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

Статья 9 Закона Российской Федерации «О недрах» определяет, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица.

Читайте так же:  Гпк рф статья 233

КПРФ в Государственной Думе было отложено рассмотрение в первом чтении законопроекта «О недрах», внесенного в Госдуму Правительством РФ. Мы считаем, что антинародный по своей сути, антиконституционный по форме документ не может быть вынесен на обсуждение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако проект Федерального закона «О недрах», разработанный Правительством, предлагает принципиально изменить концепцию правоотношений в области изучения и использования недр.

Правовой режим использования и охраны недр

Недра пре­доставляются в пользование: — для геологического изучения — на срок до 5 лет; — для добычи полезных ископаемых — на срок до 20 лет; при совмещении, указанных видов пользования — на срок до 25 лет.

Без ограничения срока недра предоставляются в пользование для строи­тельства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископа­емых, образования особо охраняемых геологических объектов и др. Основания возникновения права недропользования Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недро­пользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Поло­жением о порядке лицензирования пользования недрами.

Законодательство устанавливает антимонопольные требования при пользовании недрами (ст.

Правовое регулирование установления и изменения границ участков недр (Горохов К

канд. юрид. наук. М., 2011. На момент написания статьи судебное разбирательство не завершено, в связи с чем сделать вывод о результатах судебного обжалования указанного решения Роснедр не представляется возможным. Исправление технических ошибок стало возможным с 1 января 2015 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ. См.: Цуранова А.И. Правовой механизм обеспечения рационального использования недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых: Дис.

. канд. юрид. наук. М., 2014. Наиболее интересными примерами являются дела N А08-3487/12 (см. [8 — 10]), N А40-79035/2013 (см.

Кто устанавливает статус недропользователя

Однако проект Федерального закона «О недрах», разработанный Правительством, предлагает принципиально изменить концепцию правоотношений в области изучения и использования недр.

Цель этих изменений — фактически ликвидировать: а) право государственной собственности на недра, б) право государственного контроля за разведкой и добычей полезных ископаемых, в) право государственного контроля за информацией в области разведки и использования недр.

Ш 8-10 % мирового объема добычи нефти, Ш второе место в мире по добыче металлов платиновой группы и алмазов. Пора честно признать, что Россия фактически стала сырьевым придатком индустриально развитых стран.

Неприятная констатация, но она неумолимо следует, в частности, из факта, что большая часть производимых в России цветных металлов вывозится за рубеж: Проект нового закона открыто защищает интересы добывающих компаний (собственников прав на разведку и добычу полезных ископаемых) в ущерб государственным интересам РФ и граждан России.

2, 3, 9, 15, 18, 24, 32, 42, 72 Конституции РФ, — ст.ст. 3, 18 ФКЗ «О Правительстве РФ». Положение ст. 10 проекта ФЗ «О недрах» о том, что недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются федеральной собственностью — чистая формальность, поскольку оно перечеркивается всем содержанием законопроекта.

Таким образом, в перечень полномочий органов власти РФ и органов власти субъектов не входит владение, пользование и распоряжение недрами. Дальнейшее содержание закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы. Кто же так маниакально «продавливает» этот законопроект?

Кто устанавливает статус недропользователя

Требования к пользователям недр установлены в ряде нормативных правовых актов Российской Федерации, включая: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ (в ред. от 01 апреля 2012 г.) «0 государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Закон Российской Федерации «О недрах», Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, а также в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Статья 9 Закона Российской Федерации «О недрах» определяет, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. При этом сделана оговорка о том, что рассматриваемая норма действует в случае, если иное не установлено федеральными законами.

Далее, нормами той же статьи Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливаются особые требования к субъектному составу пользователей недр по участкам недр федерального значения.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр, отвечающие критериям, установленным статьей 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах».

Статьей 9 данного Закона конкретизируются требования к пользователям участков недр федерального значения и устанавливается, что пользователями участков недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в конкурсах или аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.

При этом законодателем сформулирована гибкая правовая конструкция, относящая к компетенции Правительства Российской Федерации установление дополнительных требований к таким потенциальным пользователям участков недр в части наличия в структуре их уставного капитала участия иностранных юридических лиц.

Статья 9 того же Закона формулирует специальные требования к субъектному составу пользователей недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф.

Помимо общих требований, в отношении данной категории участков недр законодателем установлены специальные требования к структуре уставного капитала и опыту проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Так, пользователями таких участков недр могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае одновременного исполнения двух условий:

— наличия опыта освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет;

— наличия доли (вклада) Российской Федерации в уставном капитале в размере более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц. Таким образом, законодатель путем введения жестких требований к субъектному составу пользователей участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации а также участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, крайне сузил возможный субъектный состав лиц — потенциальных участников правоотношений в сфере недропользования на таких участках недр.

Читайте так же:  Как вылететь за границу если есть долги по налогам

Помимо перечисленных, статья 9 Закона Российской Федерации «О недрах» выделяет еще одну категорию пользователей недр, относя к ним лиц, проводящих работы по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, и устанавливает применительно к ним специальные требования:

— обязательность создания юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— наличие выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов.

Установление подобных ограничений вполне обоснованно и обусловлено особой стратегической значимостью добываемого минерального сырья.

Указанная возможность реализуется, например, в Законе Московской области от 6 января 2004 г. №5/2004-03 (в ред. от 7 июля 2005 г.) «О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или участками недр местного значения», где установлено что недропользователями могут быть субъекты предпринимательской деятельности.

Представляется, что субъекты Российской Федерации не в полном объеме используют предоставленные им полномочия. Так, например, было бы целесообразно законодательно установить возможность осуществлять деятельность, связанную с разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых, физическим лицам.

При рассмотрении особенностей субъектного состава пользователей недр при различных видах пользования недрами следует также проанализировать содержание статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О недрах», введенной Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №309-ФЗ.

Указанная статья Закона представляет значительный интерес, поскольку закрепляет норму о том, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Такая норма указанного Закона, по нашему мнению, существенно сужает объем полномочий субъектов Российской Федерации в части возможной законодательной регламентации порядка предоставления и пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, лишает их части бюджетных поступлений и при этом формулирует специальные требования к потенциальному пользователю таких участков недр:

— наличие лицензии на пользование недрами по основному виду полезных ископаемых;

— наличие утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Следует также указать, что нормой статьи 19 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливается возможность для собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в границах этих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения.

Так, конструкция статьи 19 в качестве основных потенциальных пользователей недр имеет в виду физических лиц, в то время как статья 9 не указывает на возможность наличия такой категории пользователей недр, в связи с чем следует внести необходимые изменения в Закон Российской Федерации «О недрах».

Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 2009 г., 23 июня 2014 г.

Принят Государственной Думой 8 февраля 1995 года

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П федеральный закон, содержащий нормы об установлении федеральных налогов и сборов, не может считаться одобренным, если Совет Федерации не рассмотрел его, при этом срок рассмотрения в Совете Федерации не ограничен 14 днями

Президент Российской Федерации

Введены положения, касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования отношений недропользования. Установлено ограничение на куплю — продажу, дарение, наследование, залог или отчуждение в иной форме участков недр.

Предусматривается возможность закрепления за отдельными участками недр статуса федерального значения для гарантированного обеспечения государственных потребностей стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность, обеспечивает основы суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ.

Четко выделены основания получения права пользования недрами. Закреплены основания перехода права пользования недрами и переоформления действующей лицензии.

Перечень оснований, по которым право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, дополнен волеизъявлением (инициативой) самого владельца лицензии.

Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования

Настоящий Федеральный закон вносит изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах»

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 15 марта 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 марта 1995 г., N 10, ст. 823

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральное законодательство о недрах.

Базовым, системообразующим законом в области использования и охраны недр в настоящее время является Закон РФ «О недрах», принятый в 1992 г. Закон РФ «О недрах» закрепляет;

основные принципы недропользования;

право государственной собственности на недра;

основные виды права недропользования;

полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области недропользования;

разрешительный порядок предоставления прав недропользования;

единые правовые основания предоставления и прекращения прав недропользования и выдачи лицензий на всей территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе;

антимонопольные требования и государственные гарантии равного положения субъектов предпринимательской деятельности в качестве недропользователей;

пределы гражданского оборота прав недропользования и запрет на гражданский оборот участков недр;

основные требования по рациональному использованию и охране недр;

систему платежей за недропользование.

За истекшее с 1992 г. время закон не раз подвергался изменениям и дополнениям (в 1995 г., 1999-2004 г.г.). В 1995 г. была закреплена государственная форма собственности на недра, установлен единый перечень оснований предоставления права пользования недрами и случаи перехода этого права к другому лицу; в 2000 г. этот перечень был расширен. В 2002 г. в связи с принятием гл. 26 Налогового кодекса РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» значительному реформированию подверглась система платежей за пользование недрами. Последние, наиболее значительные, изменения в Закон «О недрах» были внесены в августе 2004 г., когда было подвергнуто ревизии содержание основополагающего принципа недропользования – принципа совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, согласно которому все юридически значимые решения принимались либо совместно федеральными и региональными органами государственной власти, либо по согласованию друг с другом. Согласно внесенным в закон поправкам органы государственной власти субъектов РФ отныне лишены возможности совместно с Российской Федерацией принимать следующие решения:

Читайте так же:  Может ли работник уволен доистечения испытательного срока

определять перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

придавать участкам недр статус объектов федерального значения;

устанавливать конкретные размеры регулярных платежей за пользование недрами;

осуществлять лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения;

устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование;

принимать решение о проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, определять их условия;

определять порядок и условия пользования недрами;

принимать решение о предоставлении права пользования участками недр, расположенных в пределах территории субъекта РФ. Влиять на принятие такого рода решений субъект РФ может лишь через своих представителей в аукционных и конкурсных комиссиях. Исключение составляют участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участи недр местного значения, распоряжение ими, как и раньше, осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ.

Таким образом, произошла значительная централизация управления государственным фондом недр на федеральном уровне.

Несмотря на значительные изменения и дополнения действующий Закон РФ «О недрах по-прежнему имеет ряд значительных правовых пробелов в урегулировании отношений недропользования. В частности, специалисты указывают на отсутствие в Законе условий промышленной эксплуатации недр, требований по стандартизации проведения горных работ, квалификационных требований к претендентам на право пользование недрами, норм, позволяющих координировать деятельность различных недропользователей при разработке одного месторождения 1 . Закон «О недрах» до сих пор недостаточно учитывает положения нового гражданского законодательства, не определяет пределы гражданско-правового регулирования отношений недропользования, остаются неурегулированными договорные отношения между недропользователей и государством.

Помимо Закона РФ «О недрах» важнейшими федеральными законами в сфере недропользования, формирующими систему горного законодательства являются следующие:

Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. – устанавливает механизм предоставления лицензий на право пользования недрами, включая публикацию в печати информации о конкурсах и аукционах, порядок проведения конкурсов и аукционов, выдачу и регистрацию лицензий. В настоящее время действует в части. не противоречащей Закону РФ «О недрах».

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 19-ФЗ, от 18.06.2001 N 75-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) — регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 22.04.2003 N 50-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ) — определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление, порядок изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа.

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» от 31 июля 1998 г. (в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 49-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ) – регулирует исследование, разведку и охрану природных ресурсов этих территорий.

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 30 марта 1999 г. — определяет статус Единой системы газоснабжения РФ, включая вопросы акционирования, антимонопольного регулирования, тарифной политики, строительства газопроводов.

Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года (в ред. Федеральных законов от 31.03.1999 N 66-ФЗ,от 10.01.2002 N 5-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ) — устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).

В развитие указанных федеральных законов принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов.

Помимо горного законодательства отношения в области использования и охраны недр также регулируются нормативно-правовыми актами иных отраслей законодательства: налогового, бюджетного, уголовного административного.

Налоговый кодекс РФ определяет основания и порядок взимания налога на добычу полезных ископаемых, а также особенности налогообложения при реализации соглашений о разделе продукции.

Бюджетный кодекс РФ и федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год определяют пропорции распределения налогов и платежей, взимаемых с недропользователей, между бюджетами различных уровней.

Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливают, соответственно, уголовную и административную ответственность за нарушения законодательства о недрах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общая характеристика нормативных правовых актов субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Источники


  1. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  2. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

  3. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
  4. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
Кто устанавливает статус недропользователя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here