Если сотрудник гибдд заставляет выйти из машины

Самые важные аспекты в статье: "Если сотрудник гибдд заставляет выйти из машины". Здесь полностью описана тематика и информация предоставлена в удобном виде. В любой момент можно задать вопрос дежурному юристу.

Может ли инспектор ДПС требовать у водителя выйти из автомобиля?

Любая проверка документов инспектором ДПС — это всегда нервы и переживания для водителя. А если инспектор требует от нас выйти из автомобиля, это лишь накаляет ситуацию. Видимо, мы серьезно нарушили правила или по какой-либо другой причине гаишник хочет, чтобы мы вышли из машины. Поговорим поподробнее о том, вправе ли инспектор ДПС просить у водителя выйти из машины.


Большинство проверок документов со стороны инспектора ДПС проходит следующим образом. Гаишник подходит к автомобилю, мы из открытого окна протягиваем ему документы, а после проверки бумаг нас отпускают на все четыре стороны. Но, что делать в том случае, если гаишник приглашает нас в патрульную машину или просит выйти из машины.

В данном случае возникает конфликт действий. За неподчинение законным требованиям инспектора водитель может быть задержан, а ему в лучшем случае предъявят протокол об административном правонарушении. И всё же существуют определенные правила и нормы, согласно которым ведется работа каждого инспектора ГИБДД. Попросить покинуть водители салон автомобилей выйти из машины он может лишь в определенных случаях.

Просьба инспектора

По действующему законодательству сегодня нет каких-либо пунктов и правил дорожного движения, которые бы обязали водитель по просьбе инспектора покинуть салон автомобиля. Мы обязаны лишь передать документы для проверки, но никак не выходить из машины. Однако в определенных ситуациях инспектор всё же имеет право попросить водителя выйти из машины. Например, для устранения технической неисправности в автомобиле. Также законным будет требование инспектора покинуть салон автомобиля при наличии признаков опьянения у водителя, нарушения перевозки грузов, а также для проверки номеров автомобиля.

Также имеется соответствующий пункт, по которому водители должны покинуть салон автомобиля, если их поведение представляет определенную угрозу для безопасности сотрудника ГИБДД. Однако подобное обстоятельство возникает крайне редко, и в большинстве случаев не касается автовладельцев.

При этом в соответствии с 185 приказом МВД, по которому и определяются те ситуации, когда водитель должен покинуть салон автомобиля, оговаривается, что инспектор имеет право лишь предложить выйти из машины, но никак не потребовать подобного. Этот пункт правил ПДД рассматривался даже в Верховном суде, где подтвердили, что любую просьбу гаишника покинуть салон автомобиля можно всё же игнорировать. При этом угроза полицейского привлечь водителя за неповиновение их законным требованиям не будут иметь каких-либо серьезных законных оснований.

После составления протокола

И всё же не стоит думать, что у инспектора ГИБДД отсутствуют какие-либо возможности, и он никак не может заставить выйти из машины водителя. В первую очередь ему нужны соответствующие веские аргументы, для чего протокол составляется в письменной форме, и лишь после этого придется повиноваться требованиям водителя и выходить из машины. Водитель обязан покинуть салон автомобиля также при составлении протокола об его задержании, досмотре автомобиля или отстранении от управления машиной.

А вот если составлен протокол об административном правонарушении, покидать автомобиль не требуется. У водителя в данном случае будет иметься право пригласить инспектора ГИБДД в свой автомобиль для оформления документов. Причем вытолкать водителя из машины инспектор не имеет права, так как подобное будет являться нарушением законодательства, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности уже сотрудника ДПС.

Избегаем конфликтов

И всё же, как лучше всего поступить в данной ситуации. Любой водитель понимает, что своим категоричным отказом покинуть салон автомобиля он вызовет лишь гнев у инспектора ДПС, а такой разъяренный сотрудник ГИБДД неизменно найдет повод, чтобы оштрафовать водителя. Поэтому мы можем лишь порекомендовать вам не стараться конфликтовать с инспекторами, а при наличии такой просьбы с его стороны попытаться узнать причину, для чего вам нужно выйти из машины. Если это формальный повод, то почему бы не пойти навстречу инспектору и не выйти из авто, что позволит разрешить ситуацию мирно, а вы отправитесь по своим делам.

При наличии у вас каких-либо сомнений в законности требования инспекторов ГИБДД вы можете осуществлять фото и видеозапись проверки документов и всех действий инспектора. В соответствии с действующим законодательством такая фото и видеосъемка полностью разрешается, причём не требуется спрашивать позволения на видеозапись у инспектора.

Подведем итоги

По нынешнему законодательству обязать водителям выйти из салона автомобиля инспектор ГИБДД может лишь в редких случаях. Например, при проведении досмотра авто, для устранения имеющихся технических неполадок и при отстранении от управления транспортным средством. Во всех этих случаях составляется соответствующий протокол, и лишь после этого водителю предлагают выйти из машины. А вот если гаишник просто при проверке документов требует покинуть салон, то вы должны знать, что его требования незаконны, и вы можете не подчиняться им, не рискуя при этом быть задержанным или получить серьезный штраф.

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?

Зачастую, при остановке автомобиля якобы с целью проверки документов, инспекторы ГИБДД не ограничиваются изучением водительского удостоверения. Многие автолюбители сталкивались с просьбой, а иногда и требованием, открыть багажник или выйти из автомобиля. Имеет ли право автоинспектор потребовать от водителя выполнения вышеназванных указаний?

Правовые основы просьбы или требования

Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.

Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
  3. Федеральный законодательный акт «О полиции».

При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.

Владелец машины, в первую очередь, должен выяснить у полицейского, какой посыл несут его слова, является ли предложение покинуть салон машины просьбой, либо такое действие приравнивается к требованию.

Читайте так же:  Какие нужны документы на получение налогового вычета для получения квартиры

Зачастую полицейский не говорит автолюбителю о том, что подразумевается под предложением выйти из машины на улицу. По этой причине автолюбитель должен сам задать инспектору ДПС соответствующий вопрос. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда полицейский предлагает открыть багажник, пройти медицинское освидетельствование, открыть дверь машины и так далее.

Если озвученное инспектором предложение — просьба, то водитель на законных основаниях может её проигнорировать. Требованию автолюбитель также может не подчиняться, но только в ситуации, когда достоверно известно о его незаконности.

В каких случаях требования покинуть машину законны

Согласно действующему административному законодательству существует только три ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора. При этом каждый из этих случаев подробно прописан в КоАП РФ.

Первый вариант связан с составлением сотрудником ГИБДД протокола в отношении водителя о временном задержании согласно статье 27.4.1 КоАП. Когда автоинспектор составляет такой документ, гражданин должен быть доставлен в ближайшее отделение полиции. Если водитель отказывается покинуть салон автомобиля, тогда полицейские имеют законные основания применить физическую силу. Но только в случае оказания сопротивления. Такие действия законны и прописаны в статьях 18-20 закона «О полиции».

Второй вариант связан с оформлением сотрудником ГИБДД протокола досмотра автотранспорта на основании статьи 27.9 КоАП. У многих автолюбителей может возникнуть вопрос, зачем человеку покидать автомобиль для досмотра, ведь можно просто с помощью брелока открыть крышку багажника и пускай инспектор ДПС самостоятельно проводит это мероприятие. Загвоздка заключается в том, что самовольные действия полицейского без присутствия водителя или владельца автотранспорта классифицируются не как досмотр, а как обыск. На такую процедуру необходимо иметь официальное разрешение судебной инстанции.

Получается, что открывать багажник и двигать в нём вещи должен непосредственно гражданин. В противном случае действия ГИБДДшника могут быть признаны самоуправством.

Третий вариант связан с составлением протокола об отстранении гражданина от управления транспортным средством на основании статьи 27.12 КоАП. В данной ситуации всё понятно и просто. Когда инспектор ГИБДД отстраняет водителя от управления автомобилем, гражданин обязан покинуть салон транспортного средства.

Вышеназванные ситуации необходимо запомнить и только лишь при их возникновении беспрекословно выполнить требование полицейского.

А что будет если водитель откажется выполнять законные требования инспектора ДПС?

Тогда в отношении водителя составляется административный протокол по статье 19.3 КоАП ( неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Санкции данной статьи предусматривают денежное взыскание на сумму до 1000 рублей, либо арест правонарушителя на срок до 15 суток. Как видим отказ водителя выполнить законное требование автоинспектора может наказываться и очень сурово. Однако такое наказание должно быть подтверждено соответствующими протоколами досмотра ТС и протоколом задержания, содержащими, помимо личных данных водителя и сотрудника ГИБДД, ещё и мотивы, а также основания для задержания гражданина.

В любой неописанной выше ситуации в обязанности автоинспектора входит не предъявление требования, а только предложение гражданину покинуть салон машины. В регламенте дорожной полиции прописаны все ситуации, когда их сотрудник может обратиться к автовладельцу с такой просьбой. Вот этот перечень:

  • С целью устранения неисправностей в машине, на которые указал автоинспектор;
  • С целью устранения нарушений автомобилистом правил перемещения груза;
  • С целью проверки возникшего подозрения о наличии у водителя алкогольного или иного типа опьянения;
  • С целью сверки номеров, выбитых на узлах и агрегатах машины с номерами, прописанными в техническом паспорте;
  • Для составления протокола или участия в действиях, носящих процессуальный характер;
  • Для оказания необходимой помощи иным гражданам;
  • Когда поведение водителя таит в себе угрозу для здоровья полицейского.

[1]

Выходить или не выходить?

Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.

А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя. Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями. На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.

В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.

Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя. И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить. Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.

Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.

Что может быть, если отказаться покидать салон автомобиля?

Когда водитель решил продемонстрировать автоинспектору владение юридическими терминами или знание законодательных актов страны, тогда он должен понимать, что и полицейские на дороге могут применить одну из следующих санкций:

  1. В отношении гражданина может быть составлен административный протокол по нарушению, которое и стало причиной для остановки транспортного средства, либо будет вынесено постановление о начале дела по административному правонарушению, если водитель полностью признает вину – это идеальный вариант;
  2. Все идентичные действия, описанные в предыдущих пунктах с одним единственным отклонением: время на оформление протокола или постановления увеличиться в несколько раз. Автоинспектор просто пойдёт на принцип и будет составлять документ столько, сколько ему захочется. А водитель потеряет своё личное время.
  3. Кроме заслуженного протокола об административном правонарушении, совершённым водителем, автоинспектор составит ещё несколько протоколов или выпишет парочку постановлений за те правонарушения, которых не было. Например, разговор по мобильном телефону или за передвижение с непристёгнутым ремнём. Подобные действия сотрудника ГИБДД никак нельзя назвать законными. Вот только доказывать это придётся уже на суде и вряд ли без соответствующих подтверждающих фактов это удастся сделать.
Читайте так же:  Как восстановить документы на дом если они потеряны

Но самым изощрённым наказанием для слишком грамотных автолюбителей является ситуация, когда гражданин отказался покинуть салон автомобиля и просто отдал полицейскому документы для оформления протокола. Через некоторое время сотрудник ГИБДД вернётся к машине нарушителя и принесёт на подпись документ, в котором прописан отказ автолюбителя от прохождения освидетельствования на употребление алкоголя или наркотических средств. Но ведь машина была остановлена просто за превышение скорости. Так откуда могла взяться подобная формулировка в протоколе?

Всё просто. Пока водитель наслаждался собственной маленькой победой над сотрудником ГИБДД и упивался собственными познаниями в юридической сфере, полицейский остановил ещё несколько машин. Далее, указав владельцам этих транспортных средств на ранее остановленный автомобиль, за рулём которого находится счастливый и довольный водитель, звучит фраза: «Там выпивший человек, который отказывается от освидетельствования. Подпишите протокол и можете ехать дальше».

Вот таким образом просто превысивший скорость человек превращается в злостного нарушителя. А дальше будет судебное разбирательство, где доказать невиновность будет практически невозможно. На основании решения суда, скорее всего, человек заплатит не маленький штраф, размер которого составляет тридцать тысяч рублей. Кроме того, гражданин не сможет сесть за руль на протяжении полутора или двух лет.

Есть ли у сотрудника ГИБДД законные основания для препровождения гражданина в патрульную машину?

При любом раскладе автоинспектор не имеет права требовать от гражданина проследовать в патрульный автомобиль для оформления любого типа административной документации. У водителя нет обязанностей покидать автомобиль, а тем более, пересаживаться в машину полицейских, чтобы подписать протокол или ответить на вопросы сотрудников ГИБДД. Согласно закону, если на гражданина составляется административный протокол, он может не присутствовать при его оформлении. Автоинспектор должен написать бумагу и принести её для подписи.

Все манипуляции, которые направлены на заманивание гражданина в полицейскую машину, могут быть связаны со следующими обстоятельствами:

  • В процессе общения с глазу на глаз сотруднику дорожной полиции гораздо легче оказывать на человека психологическое давление;
  • Приватное общение в салоне служебной машины подталкивает гражданина к даче взятки и урегулированию проблемы подобным способом;
  • Отсутствие в служебном автомобиле посторонних лиц;
  • В случае использования водителем ненормативной лексики или оскорбительных выражений в адрес сотрудников ГИБДД у последних будет возможность доказать такой факт при помощи аудиозаписи и видеофиксации, которые ведутся в салоне служебного автомобиля.

Идеальным местом для беседы с инспекторами можно назвать улицу и обязательно недалеко от патрульной машины.

Обязательно ли водителю выходить из машины по требованию инспектора ГИБДД?

Если вас остановил инспектор ДПС и встреча с ним неизбежна (независимо от причины остановки), то может быть несколько возможных форм поведения. Некоторые, к примеру, сразу же покидают машину и идут к инспектору, другие, не дождавшись представления, кидаются сразу сознаваться обо всех своих нарушениях. Есть и те, кто продолжает сидеть в салоне, слегка приоткрыв окно. Каждая из этих форм дает возможность выстроить будущие взаимоотношения с инспектором на основании сделанного шага.

Но нужно ли вообще покидать автомобиль? Чтобы выяснить это, обратимся с КоАП РФ.

Когда лучше все же выходить из машины?

Сразу оговоримся, что ни один сотрудник ГИБДД не имеет права приказывать вам покинуть автомобиль. Все, что он может сделать, это предложить вам выйти, да и то исключительно в таких ситуациях:

  • если возникла угроза жизни или здоровью инспектора;
  • если возникла необходимость в устранении технических неполадок автомобиля;
  • если нужно оказать помощь пострадавшим;
  • если правила грузоперевозки были нарушены;
  • если проводится осмотр либо личный досмотр;
  • если он подозревает, что вы находитесь в состоянии наркотического/алкогольного опьянения (как вариант – в болезненном);
  • если проводится сверка номеров.

Помимо того, инспектор может предложить вам сесть в патрульную машину или зайти в служебное помещение для того, чтобы оформить процессуальные документы. Вот и все.

Как видим, вам могут только предлагать, но ни в коем случае не приказывать. И правда, многие активно пользуются данным правилом, предпочитая «оставаться в машине» после нарушения ПДД и просьбы полицейского пройти на пост. Но неизвестно что на уме у остановившего инспектора, поэтому подобное высказывание может обернуться против вас.

Когда водитель обязан выйти из машины?

Словом, инспектор не может требовать от вас покинуть машину. Но бывают ситуации, когда водитель обязан сделать это (лишь после составления протокола).

Обратите внимание! Информация из данной статьи может быть не полной, по причине частого изменения законодательства. Кроме того, конкретно ваша ситуация возможно требует, более детального изучения. Поэтому советуем проконсультироваться с нашими специалистами по телефонам: в Москве +7 (499) 938-44-32, в Санкт-Петербурге: +7 (812) 467-34-03, По всей России 8 (800) 511-81-26 — это бесплатно, анонимно и профессионально!

  • Если был составлен протокол о досмотре транспортного средства.
  • Если был составлен аналогичный документ об Административном задержании.
  • Если был составлен протокол о лишении права на управление транспортным средством, то салон в любом случае придется покинуть вне зависимости от того, желаете ли вы того или нет.

Стоит отметить, что даже если при составлении протокола, к примеру, инспектор всячески пытается заставить вас покинуть машину, то делает он это лишь для того, чтобы в разговоре «с глазу на глаз» ему было легче надавить на вас и подвести беседу к главному – деньгам. В данном случае играет фактор «чужого поля», да и пассажиры в салоне в качестве свидетелей никому не нужны.

Что будет, если не выйти из машины по просьбе инспектора?

Если верить многолетнему опыту судебной практики, то возможны три варианта последствий такого поступка.

  • Лучший вариант: на вас составят протокол за несерьезное нарушение, после чего вы спокойно продолжите путь.
  • Второй вариант аналогичен первому, вот только процедура составления будет намеренно растянута. Так сотрудник ГИБДД продемонстрирует собственное превосходство.
  • «Дополнительная месть». Если, к примеру, вас остановили за превышение скорости на 10 км/ч, то после такой «выходки» вам припишут непристегнутые ремни и тонировку стекол. Хотя заметим, что к подобному прибегают редко.

Очевидно, что последний вариант наиболее опасный, т. к. неизвестно, чего ожидать. Но зачастую после разговора на высоких тонах происходит примерно следующее.

Вы сидите в машине, неторопливо покуривая, и ждете, пока инспектор принесет протокол. А он в то время заполняет протокол об отказе в прохождении медицинского освидетельствования. И даже вопрос с понятыми в таком случае решается достаточно просто: инспектор останавливает проезжающие машины, говорит, что там, в машине сидит человек, который не хочет проходить медицинское освидетельствование. «Понятые» подписываются и уезжают.

Читайте так же:  Вернуть авто в салон по закону
Видео (кликните для воспроизведения).

И если даже удастся отыскать этих понятых, то не факт, что это что-то даст. Поэтому за своими документами в руках сотрудника ГИБДД необходимо пристально следить.

Когда нельзя покидать машину?

Бывают ситуации, когда нельзя выходить из салона транспортного средства. К примеру, если вас останавливают ночью на пустынной трассе. В таких случаях лучше вообще не глушить двигатель, поскольку в экстренной ситуации придется быстро реагировать. Во избежание таких ситуаций рекомендуется лишь немного приоткрыть окно, заблокировать все двери и попросить остановившего показать вам свое удостоверение. А до тех пор воспринимайте его как постороннего человека, надевшего форму сотрудника ДПС.

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?

Те или иные обязанности водителей описаны в разделе 2 ПДД, и многие автолюбители ошибочно думают, что только Правилами им и стоит руководствоваться, всё остальное писано не для них. Но есть ещё множество правовых актов, которые регулируют права водителя. В частности, он обязан подчиняться законным требованиям инспекторов и не препятствовать выполнения ими своих служебных обязанностей. И давайте рассмотрим ещё более частный случай — обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?

Правовая основа требования ДПС выйти из ТС

Итак, ФЗ «О полиции» указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).

При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!

Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.

Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.

Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?

На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:

  1. досмотр ТС,
  2. личный досмотр,
  3. задержание,
  4. отстранение от эксплуатации авто,
  5. доставление.

Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!

Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона.

Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.

Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?

Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.

Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
  • в целях досмотров, осмотров,
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.

Если инспектор требует открыть багажник

Представим ситуацию, когда инспектор требует открыть багажник. Законно ли его требование, и должен ли водитель выйти из автомобиля, чтобы сделать это (если, конечно багажник не открывается из салона)?

Тут ключ кроется в том, требует или просит инспектор ДПС открыть багажник. Ведь на практике Вы не услышите этих слов почти никогда. Сотрудник просто скажет что-то вроде: «Откройте багажник!».

В этом случае уточните у него, требование это или просьба.

  • Если это требование, то, как мы описали выше, любые требования должны основываться на нормах закона. Иное не допустимо. И существует лишь два основания законности требования открыть багажник — это досмотр автомобиля или же досмотр личных вещей водителя или пассажиров. И в обоих случаях такое процессуальное действие должно быть предварено соответствующим протоколом: досмотра ТС либо досмотра личных вещей соответственно. Если протокола нет, то и требование незаконно, а вместе с ним и отказ от него ненаказуем.
  • Если просьба, то тут всё ещё проще — Вы вправе отказаться от просьбы.

[3]

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС

Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.

Читайте так же:  С какого года во фсин увеличат срок службы

А вот правду — почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видим, ключевое слово здесь «предложить«. Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого «заманчивого» предложения. И санкций за это к нему применено быть не может. Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице — Вы можете оставаться на своём месте водителя.

Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины

В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.

Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.

Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.

В заключение

Выше мы описали законность тех или иных требований сотрудника полиции, в том числе требования покинуть транспортное средство для осуществления административно-процессуальных процедур или просто так — по желанию инспектора.

Имейте в виду, что всё это закон и теория. К сожалению, на практике не всегда законные права граждан соблюдаются, и суды выносят решения против последних. И пусть Вы обжалуете и привлечёте к ответственности всех виновных в незаконных действиях в Вашем отношении, результат для Вас может быть печальным. До такого обжалования Вы можете отсидеть в рамках административного ареста не одни сутки.

Поэтому не следует изначально нарываться на конфликты с сотрудниками правоохранительных органов и всегда следует помнить, что время, потраченное на Вас в доказывании законности тех или иных требований — это время, когда мог быть упущен злостный нарушитель. Да, эта проблема не представляется такой острой, пока она не затрагивает Ваших близких или Вас самих. Но многим достаточно просто представить это, чтобы понять.

Пойдем поговорим. Вправе ли гаишник требовать выйти из машины?

Гаишники против водителей. Одни требуют выйти из машины, другие не подчиняются. В лучшем случае ситуация приведет к конфликту. Кто прав?

Когда инспекторы ГИБДД останавливают автомобиль, после проверки документов часто приглашают водителя к себе в патрульную машину. Чаще всего это происходит для составления протокола. Но не все автомобилисты соглашаются покинуть салон. Спорная ситуация ни к чему хорошему не приводит, а иногда вовсе заканчивается задержанием за неподчинение. Полицейские не знают закон или водители обнаглели? Давайте разберемся.

Просьба, а не требование

Начнем с того, что ни один закон, включая ПДД, не обязывает водителя покидать автомобиль по просьбе инспектора. Передать документы – да, но без других телодвижений. Сотрудник ГИБДД должен подойти сам. Но в определенных случаях он все-таки имеет право предложить водителю выйти из машины. Приказ 185 МВД ситуации четко описывает: для устранения технической неисправности или нарушения правил перевозки грузов, при наличии признаков опьянения, для сверки номеров агрегатов и узлов, для досмотра, участия в процессуальных действиях, оказания помощи участникам дорожного движения, а также когда поведение водителя «создает угрозу личной безопасности сотрудника».

Фото: РИА «Новости» / Евгений Биятов

Подчеркнем самый важный момент из этого приказа. Инспектор может предложить (!), но не потребовать. Эта формулировка не раз вызывала споры, точку в которых поставил Верховный суд своим решением в феврале 2013 года: «Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий. Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение». Расшифровываем – просьбу гаишника можно проигнорировать. И угрозы полицейских привлечь водителя по статье 19.3 за неповиновение законному распоряжению не имеют никаких законных оснований.

После протокола

Впрочем, не стоит заблуждаться, что инспектор такой бесправный. Заставить водителя выйти из машины он, конечно, может. Но нужны веские аргументы в письменной форме. Вам придется повиноваться, если составлен один из протоколов: о досмотре, о задержании или об отстранении от управления транспортным средством.

А вот при вынесении постановления об административном правонарушении, вопреки распространенному мнению, можно никуда не выходить. У нас в стране сложилась практика, когда инспекторы выписывают штрафы исключительно в служебных машинах. Но такого предписания не существует. Водитель вправе пригласить гаишника для оформления документов в свой автомобиль.

Фото: РИА «Новости» / Максим Блинов

«Действия по оформлению процессуальных документов должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста ДПС, салоне патрульного автомобиля», — обратите внимание на формулировку «допускается» в пункте 35 Административного регламента МВД.

Ничего особенного в этом плане в российских законах не придумано. Общаться с инспектором через окно своей машины – это нормально. Более того, в некоторых странах, например в США, даже наоборот – именно покидать автомобиля для общения с полицейскими нельзя. Если, конечно, он этого не потребовал по закону. Самовольный выход стражи порядка могут посчитать угрозой безопасности.

[2]

И в России не стоит идти на поводу у неграмотных полицейских. Если конфликта не избежать, помните: вы имеете право на фото- и видеосъемку. О нюансах фиксации общения с гаишниками мы расскажем в следующем материале.

Нужно ли садиться в машину ДПС?

#1 Оффлайн alexovo

  • Администраторы
  • 10 465 сообщений
    • Город Москва ЗАО
    • Имя: Алексей

    Как это обычно бывает? Вас остановил инспектор ДПС: сначала представился, потом попросил предъявить документы, затем сообщил о нарушении вами Правил дорожного движения и, наконец, предложил пересесть в его машину. А надо ли?

    Читайте так же:  Профсоюз или иной представительный орган

    Право или обязанность?

    Сотрудник ГИБДД обязан подойти к водителю после остановки автомобиля. Выходить из своей машины, даже если была такая просьба со стороны автоинспектора, в обязанности водителя не входит. Такая обязанность возникает только с момента составления инспектором:
    — протокола о задержании (ст. 27.4.1 КоАП РФ);
    — протокола об отстранении от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);
    — протокола досмотра автомобиля (ст. 27.9 КоАП РФ).

    В соответствии с пунктом 70 Административного регламента (Приказ № 185 МВД РФ от 2 марта 2009 г. ) сотрудник ГИБДД вправе предложить водителю выйти из своей машины в случаях:
    — необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
    — наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель пьян);
    — для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
    — для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
    — когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
    — когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

    В Приказе № 185 нет ни слова о принудительном исполнении просьбы выйти из своего автомобиля. Инспекторы ДПС часто убеждают водителей в законности своих требований покинуть машины для составления протокола, зачастую настаивая на том, что отказ водителя подпадает под действие части 1 статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

    Это совсем не так. 28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водители не обязаны выходить из машины для составления протокола сотрудником ГИБДД (Дело № ФКПИ 13-58).

    Из решения суда следует, что сотрудник ДПС не может обязать водителя выйти из машины, а в праве только предложить это сделать. «Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, – указано в решении суда. – Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение».

    Довод о том, что за отказ выйти из машины возможно привлечение водителя к ответственности по статье 19.3 КоАП, высокий суд назвал «ошибочным».

    Что касается просьбы сесть в автомобиль инспектора ДПС, то на нее вполне можно ответить отказом, за исключением случая, если водителю сообщили о плане-перехвате. Тогда нужно вести себя спокойно и вежливо, не проявляя ненужной агрессии. Водитель может попросить инспектора предъявить документы, но затем следует выполнить требования сотрудника полиции.

    Если же речь идет о составлении протокола об административном правонарушении, то в законодательстве место для оформления такого протокола не оговорено. Многие считают, что обычно сотрудник ГИБДД использует такое приглашение как психологический приём. Однако водитель может отказаться от составления протокола в автомобиле инспектора, ссылаясь на пункт 35, согласно которому «Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля».

    Слово «допускается» здесь ключевое. Императивом оно не является.

    Согласно закону, водителя могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других оснований для того чтобы усадить его в патрульную машину, у инспекторов нет. В соответствии с пунктом 197 Административного регламента задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.

    Психология или предубеждение?

    Зная, что вы имеете право оставаться в своей машине, можете выбирать, что же делать, если инспектор все-таки просит вас пересесть в его машину. Инспекторы ДПС любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не сложно покинуть свою машину, то можете подчиниться. И не торопитесь – будьте предельно внимательны, читая протокол.

    Раньше на форумах регулярно встречались комментарии, в которых говорилось, что частенько сотрудники ГИБДД превышают свои полномочия в корыстных целях, приглашая водителя к себе в автомобиль для разговора, чтобы побыстрее разрешить вопрос о правонарушении, фактически принуждая к даче взятки. И что разговор сотруднику ДПС проще вести в своем автомобиле, где можно без свидетелей договориться о «решении вопроса» без протокола, причем доказать незаконные действия инспектора вы не сможете.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Появление видеорегистраторов в корне изменило ситуацию. Первыми вооружились такой техникой автолюбители. Очевидно, что при наличии такого прибора в вашем автомобиле сотруднику автоинспекции не захочется «договариваться» под запись. Но постепенно видеорегистраторами оснащаются все патрульные машины, и любой разговор с инспектором там тоже будет записан. При попытке «откупиться» вы не только заплатите за нарушение ПДД, но еще рискуете свободой. Ведь ваши действия наверняка будут квалифицированы, как дача взятки должностному лицу.

    Источники


    1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

    2. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

    3. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
    4. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.
    Если сотрудник гибдд заставляет выйти из машины
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here